Дослідження присвячене аналізу туризму в контексті аксіологічної проблематики культури. Охарактеризовані культурні цінності як феномен сприйняття в контексті туристичної діяльності. Турист визначається як суб’єкт сприйняття цінностей культури. Надається характеристика туризму в умовах розмаїття культур, глобалізації культури. Культурний туризм вивчається як засіб діалогу культур.
Доводиться, що туристична діяльність є засобом актуалізації культурних регіональних ресурсів. Визначаються тенденції розвитку культурного туризму в
Україні, пропонується програма розвитку культурного туризму в Україні як
системна цілісність
The research is devoted to the determination of axiological aspects of tourism in the
context of cultural practices. Cultural values as phenomena of perception in the context of
tourist activities are characterised. A tourist is defined as a subject of perception of the
values of culture. Tourism is defined basing on the variety of cultures, cultural globalization. Cultural tourism is studied as means of the dialogue of cultures.
Tourist activity is determined as one of the means of actualization of cultural
regional resources. The trends of cultural tourism development and the program of its
development as system integrity in Ukraine are suggested.
Исследование посвящено анализу туризма в контексте аксиологической
проблематики культуры. Охарактеризованы культурные ценности как феномен
восприятия в контексте туристической деятельности. Турист определяется как
субъект восприятия ценностей культуры. Туризм рассматривается как такая культурная практика, которая с одной стороны, позволяет познакомиться с ценностями чужих культур, с другой, способствует самосознанию собственной культуры. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решить туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Культура является основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Туристическая деятельность – это не только система услуг, – это система сложных взаимоотношений, где турист как субъект культуры становится ее носителем и вступает в контакт с культурой других народов. Таким образом путешествие становится одной из форм социальной адаптации, социальной коммуникации и социальн-окультурных отношений людей.
Предоставляется характеристика туризма в условиях разнообразия культур,
глобализации культуры. Культурный туризм изучается как средство диалога
культур. Определяеться, что культурный туризм дает возможности уравновесить
процессы ускоренного темпа жизни и глобализма, которые обессиливают человека,
дает возможность прожить, в нескольких временных и пространственных зонах в
пределах одного тура, несколько разных отрезков времени, иногда даже несколько
разных поколений. Все это говорит о том, что туризм, а особенно культурный
туризм является одним из важных, аксиологически и культурно – определяемых
приоритетов культуротворчества. Туристическая деятельность определяется как средство актуализации культурных региональных ресурсов. Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия не только стран, а и отдельных регионов. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю, а в международном стимулирует уважение и понимание других культур, способствует миру и взаимопониманию. В диссертации автор приходит к концепции региональной культуры как целостного историко-социокультурного феномена, которая может быть положена в основу развития туризма. Уникальность региональной культуры рассмотрена в пограничном пространстве истории, культурологии, этнографии по принципу системно–структурного и сравнительного анализа, единства социального,
культурного, и антропологического. Отмечена необходимость моделирования
культурной политики на основе структуры культурного пространства региона.
Разработка проблемы культурно-смыслового пространства туризма имеет
принципиально значение для понимания регионального аспекта в самопознании
современной украинской культуры, проблем идентичности как культурологической
проблемы в контексте регионального развития. Определяются стратегии развития культурного туризма в Украине, которые лежат в основе создания модели развития культурного туризма в Украине. Главной идеей стратегии рекреационного районирования является позиционирование туристического региона на туристической карте мира с учетом его специализации; идентификации региона с определенным видом туризма в сознании иностранных граждан; концентрация усилий на работе с узким сегментом потребителей. Туризму, как фактору культурного диалога, интеграции, дизинтеграции культуры, необходимо развитие и совершенствование на уровне образования, разработки теории при участии культурологов, эстетиков, искусствоведов, социологов, психологов, которые бы адаптировали человека к встрече с другой культурой, расширили бы горизонты его мировоззрения. Важно, что именно путешествие актуализирует ценностный потенциал человеческого бытия: человек видит другой простор, других людей, слышит другой язык, что дает ему возможность идентифицировать себя с этим пространством и, таким образом, расширить свое.