Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування полікультурності майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів. У дисертації обґрунтовано технологію формування полікультурності майбутніх вихователів дошкільних навчальних закладів засобами декоративно-прикладного мистецтва народів
світу, що містить три операційні блоки (навчальний процес, факультативні заняття, позааудиторна виховна робота); визначено критерії (когнітивний, аксіологічний, операційний), показники та рівні формування полікультурності. Виявлено особливості декоративно-прикладного мистецтва світу як засобу і підгрунтя формування полікультурності майбутніх вихователів.
The dissertation is devoted to the formation of multiculturalism future preschools educators. Scientific work deals with theoretically substantiated technology of multiculturalism of future preschools educators by means of World Decorative Applied Arts,which including: three operational units (learning process; extracurricular activities,
extracurricular educational work); presented technological support (set of forms and methods of work) to each operating unit; definedthe criteria (cognitive, axiological, operational), indicators and levels (minimum, average, sufficient) of forming multicultural of future preschools educators; detected features World Decorative Applied Arts as a means of multiculturalism of future preschools educators.
Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования поликультурности будущих воспитателей дошкольных учебных заведений. В диссертации теоретически обоснована технология формирования поликультурности будущих воспитателей дошкольных учебных заведений средствами
декоративно-прикладного искусства народов мира, которая содержит три операционных блока (учебный процесс, факультативные занятия, внеаудиторная воспитательная работа); представлено технологическое обеспечение (совокупность форм и методов работы) к каждому операционного блоку, определены критерии, показатели (когнитивный: знание основ поликультурности, поликультурной терминологии, культуры и искусства народов мира; аксиологический: осознание значимости культуры народов мира, признание культуры и искусства народов
мира ценностю, принятие декоративно-прикладного искусства как личностной ценности; операционный (наличие опыта поликультурного взаимодействия, умение пользоваться художественными достижениями народов, положительное эмоциональное и толерантное отношение к их культуре и искусству), а также уровни (минимальный, средний, достаточный) формирования поликультурности будущих воспитателей дошкольных учебных заведений.Выявлены особенности декоративно-прикладного искусства мира как средства формирования поликультурности будущих воспитателей. Эти особенности заключаются в том, что произведения декоративно-прикладного искусства народов мира решают совокупность практических и художественных задач, выполняя художественную и утилитарную функции; сочетают красоту фактуры, пластичность свойств материала и многообразие приемов его обработки; имеют аутентичный характер, являются отражением истории, общественного сознания и ментальности каждого народа; олицетворяют материальную культуру определенной эпохи, историко-культурные традиции, связь с бытовым укладом, с теми или иными местными этническими и национальными особенностями, обычаями и обрядами народа; составляют органическую часть предметной среды, тесно связанную с бытом, региональными и национальными традициями. В диссертации внедрена технология формирования поликультурности будущих воспитателей дошкольных учебных заведений средствами декоративно-прикладного искусства народов мира, состоящая из трех блоков. Первый блок – формирование поликультурности будущих воспитателей в учебном процессе
посредством курса «Художественная работа и основы дизайна» – предусматривает содержательное обновление материала лекционных, практических занятий, заданий для самостоятельной работы и модернизацию форм учебно-воспитательного процесса (деловые игры, защита дизайн-проектов; презентации; видео-экскурсии;
размышления-эссе; кейс-метод; дискуссии, дебаты, мини-выставки, экспозиции). Второй блок – факультатив «Декоративное искусство народов мира – малышам». Тематику и содержание занятий (квилинг, папье-маше, оригами, декупаж, роспись) направлено на трансформацию ценностей декоративно-прикладного искусства
народов мира в практическую деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных заведений. Каждое занятие факультатива отражало типичный для определенных народов мира вид декоративно-прикладного искусства (английский квилинг; техники изготовления народных кукол разных стран; ковроткачество народов Ближнего Востока; французская техника папье-маше, японские и китайские техники работы с бумагой; хохломская роспись, бисероплетение народов Древнего Востока, декупаж как сочетание восточных и французских традиций работы с салфетками и т.п.). Третий блок - внеаудиторная воспитательная работа по
формированию поликультурности будущих воспитателей дошкольных учебных заведений (тематические дни, праздники, ролевые игры, творческие конкурсы, благотворительные ярмарки и аукционы, цикл экскурсий и др.).