Дисертацію присвячено дослідженню особливостей формування невербальних засобів у дітей дошкільного віку із розладами спектру аутизму, визначенню умов та спеціальної методики їх формування. Описано психологічний зміст невербального компонента комунікативної діяльності дітей із РСА у знайомих на незнайомих комунікативних умовах. Визначено якісні відмінності особливостей невербальних засобів та невербальних комунікативних навичок спілкування дошкільників із РСА порівняно із дошкільниками з розумовою відсталістю. Розроблено та доведено ефективність спеціальної методики поетапного формування невербальних засобів комунікативної діяльності у дітей дошкільного віку з розладами спектра аутизму.
В диссертации на основе анализа психолого-педагогических исследований определены психологические особенности и место невербального компонента общения в системе коммуникативной деятельности; онтогенетические аспекты формирования невербальных средств общения в норме и при расстройствах спектра аутизма. На основе теоретического анализа сконструирована модель изучения невербального компонента коммуникативной деятельности, определены критерии сформированости невербальных средств общения и охарактеризованы особенности их функционирования у детей с расстройствами спектра аутизма 3-4 и 6-7 лет, а также у детей с умственной отсталостью и нормальным психофизическим развитием 3-4 и 6-7 лет. Установлено, что у детей с нарушениями спектра аутизма невербальные средства коммуникативной деятельности определяются следующими особенностями: преобладанием общего снижения коммуникативной направленности; нарушением использования при инициировании, поддержке, завершении контакта в новых и знакомых коммуникативных условиях; доминированием нецеленаправленных коммуникативных невербальных сигналов; несформированностью невербальных социально-коммуникативных навыков общения. Это свидетельствует о выраженной недостаточности адаптивных механизмов коммуникативной деятельности у детей с нарушениями спектра аутизма. Результаты изучения состояния невербальных средств коммуникативной деятельности дают основания сделать следующие выводы: наиболее значимыми невербальными сигналами для детей с нарушениями спектра аутизма есть проксемические, визуальные и тактильные; состояние их невербального компонента коммуникативной деятельности соответствует ранней довербальной стадии формирования, что влечет за собой задержку формирования жестовой репрезентации и речи. Обоснованы психолого-педагогические условия формирования невербальных средств коммуникативной деятельности у дошкольников с нарушениями спектра аутизма. Психолого-педагогическими условиями формирования невербальных средств коммуникативной деятельности являются: качественное присутствие взрослого как партнера, который выстраивает коммуникативную среду в контексте игрового общения; целенаправленная поддержка всей невербальной поведенческой активности ребенка с нарушениями спектра аутизма; активном осознании коммуникативных ролей, присутствия себя и Другого; последовательность формирования и закрепления всех составляющих невербального компонента общения, в частности жестовой репрезентации; организации ситуаций успешного взаимодействия ребенка с нарушениями спектра аутизма с другими; расширения границ коммуникативного взаимодействия от непрямого невербального контакта к целенаправленной коммуникации в контексте группового взаимодействия; моделирование стабильных, предсказуемых коммуникативных ситуаций с постепенным переходом к более творческим, новым и расширенным; активизации имитационного поведения; развития игровой деятельности. Разработана и доказана эффективность специальной методики поэтапного формирования невербальных средств коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями спектра аутизма, которая направлена на овладение психологическими механизмами организации контакта через развитие целенаправленного использования невербальных средств общения.
Dissertation is devoted to the research of the features of forming of nonverbal communicative means in the preschool children with Autism Spectrum Disorder, study of conditions and developing a special method of forming those features. The dissertation describes the psychological meaning of nonverbal component of communication in children with ASD in both familiar and unfamiliar conditions. The research enabled finding qualitative differences in the features of nonverbal communicative means in preschool children with ASD compared to children with mental retardation of the same age. The experiment proved the efficiency of the special method of phased forming of nonverbal communicative means in preschool children with ASD.