У дисертації вперше зроблено спробу на основі комплексного аналізу джерел та літератури об’єктивно проаналізувати політику царського уряду щодо церковнопарафіяльних шкіл. У дослідженні висвітлено основні напрямки реформування початкової освіти духовного відомства, процес створення мережі вищезгаданих шкіл та джерела їхнього матеріального забезпечення. Охарактеризовано динаміку учнівського контингенту, висвітлено особливості організації навчально-виховного процесу в школах, а також проаналізовано їхній викладацький корпус. У дисертаційному дослідженні з’ясовано внесок православного духовенства у справу організації та функціонування церковнопарафіяльних шкіл.
Диссертация посвящена комплексному анализу особенностей правительственной политики царской России по отношению к церковноприходским школам Левобережной Украины в период 1884-1917 гг., а также изучению основных тенденций развития этих школ. Исследование написано на основе анализа разнообразных источников, научных монографий и материалов православной периодической печати тех годов. В диссертации раскрыто предпосылки и основные этапы реформирования начальных школ духовного ведомства, исследовано процесс создания сети церковноприходских школ, показано источники их материального обеспечения. Проанализировано динамику контингента учеников в школах данного типа, их социальное происхождение. Выявлено специфические особенности организации учебно-воспитательного процесса в церковноприходских школах, уровень их методического обеспечения. Также исследовано вклад православного приходского духовенства в дело организации и функционирования вышеупомянутых школ. Сделано попытку систематизации опыта создания и деятельности школ данного типа на Левобережной Украине в период 1884-1917 гг. С 1884 года правительство Российской империи разрабатывает и издает указы и положения об участии духовенства в начальном народном образовании. Это знаменовало новый этап в развитии школ духовного ведомства, церковноприходские школы получили государственную поддержку и стали основным типом правительственной начальной школы. В то же время духовенство само было заинтересовано в организации школ для народа, так как оно издавна было основным просветителем народа. Церковноприходские школы Левобережной Украины в период 1884-1917 гг. были важным звеном системы начального народного образования. Сеть их быстро росла. Особенно следует отметить ассигнования на их содержание со стороны местных органов власти, представителей духовенства, меценатов, благотворителей, крестьянских общин, монастырей. Социальное происхождение учеников церковноприходских школ было почти однородным: дети небогатых слоев населения – бедняков-крестьян, ремесленников, мещан, духовенства, для которых школы других типов были фактически недоступны. Большое значение школ данного типа заключалось в том, что они охватили обучением и девочек. Их готовили быть в будущем хорошими хозяйками, матерями, хранительницами домашнего очага. Поскольку церковь в те времена играла большую роль в жизни крестьян, им нравилось, что их дети воспитывались в школе недалеко от церкви – духовного центра населенного пункта, местным священником, по книгам религиозного содержания, на основе христианских принципов. В церковноприходских школах Закон Божий и ряд других предметов читали представители духовенства, а также работали светские учителя. Церковное ведомство проводило некоторые мероприятия по обеспечению школ необходимым количеством квалифицированных кадров. С этой целью создавались церковно-учительские школы. Особенно эффективной была их работа в Полтавской епархии. Для повышения квалификации учителей проводились летние педагогические курсы, которые имели разную специализацию. Церковноприходские школы стали неотъемлемой частью системы начального образования Российской империи. Нельзя не учитывать того факта, что они использовались правительством для руссификации украинского населения и воспитания детей в духе самодержавной идеологии. Препятствовало их открытию бедность населения, недостаточность средств, отсутствие учителей. Несмотря на это, церковноприходские школы Левобережной Украины дали элементарное образование целым поколениям украинских крестьян, учили их нормам христианской морали, что позитивно влияло на формирование их духовности.
Basing on complex analysis of original sources and literature, for the first time in the dissertation it was tried to find out peculiarities of tsarist government policy as to parish church schools. The main trends of reforming primary education of priesthood department, the process of formation parish church schools net and the sources of there schools material providing were elucidated. Student contingent dynamics were characterised, peculiarities of teaching and educational process at the schools were found out and their teaching staff was analysed too. Orthodox priesthood's contribution to organization and work of parish church schools were elucidated in dissertation.