Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Теоретико-методичні засади формування базових професійних компетенцій у майбутніх фахівців технічних спеціальностей

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Петрук, Віра Андріївна
dc.date.accessioned 2022-02-22T08:44:39Z
dc.date.available 2022-02-22T08:44:39Z
dc.date.issued 2008
dc.identifier.citation Петрук, Віра Андріївна. Теоретико-методичні засади формування базових професійних компетенцій у майбутніх фахівців технічних спеціальностей : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 - теорія та методика професійної освіти / Петрук Віра Андріївна ; [наук. консультант Гуревич Роман Семенович] ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 37 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36497
dc.description.abstract Дисертація містить результати досліджень теоретико-методологічних та науково-методичних основ формування професійної компетентності в майбутніх фахівців технічних спеціальностей. На основі аналізу сутності понять професійної компетентності та її ключових компетенцій виокремленні та обґрунтовані базові професійні компетенції, які є першим рівнем у моделі формування фахової компетентності в студентів технічного вищого навчального закладу. Визначені та обґрунтовані концептуальні підходи до формування базових професійних компетенцій у студентів-першокурсників. Запропонована модель формування фахової компетентності в студентів технічних вищих навчальних закладів з двоступеневим рівнем навчання (бакалавр магістр). Науково обґрунтована та експериментально перевірена навчально-методична система формування базових професійних компетен-цій у першокурсників на прикладі дисциплін вищої математики. ua
dc.description.abstract Диссертация содержит результаты исследований теоретико-методологических и учебно-методических основ формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов технических специальностей в процессе изучения фундаментальных дисциплин. На основе анализа сущности понятий профессиональной компетентности и ее ключевых компетенций выделено и обосновано понятие базовых профессиональных компетенций, которые должны формировать у студентов преподаватели фундаментальных дисциплин в техническом вузе. В качестве компонент базовых профессиональных компетенций приняты: мотивационная, когнитивно-творческая и коммуникативная компетенции. Мотивационная компетенция первокурсника техничного вуза рассматривается нами как осознание мотивов качественного осуществления профессиональной деятельности, то есть приобретение необходимых знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня. Когнитивно-творческую компетенцию мы рассматриваем, как способность творчески приобретать знания, умения и навыки, иметь творческий потенциал самообразования и саморазвития, что определяет способность студента к успешной творческой работе. Когнитивная компетенция в процессе фундаментальной подготовки первокурсников это уровень теоретических знаний, умений и навыков их использования при решении прикладных задач, творческого мышления, навыков самообразования. Коммуникативная компетенция базируется на способности общения, коммуникабельности, знании методов взаимодействия, их эффективного использования в процессе работы по специальности. Рассматривая общение как особую сферу активности личности, мы выделяем в нем две стороны: мотивационную и операционную, а конфликты в процессе общения как нарушение этих двух сторон. В процессе исследования были выявлены условия, реализация которых позволяет формировать профессиональную компетентность при обучении фундаментальным дисциплинам в техническом вузе. В исследовании определены и обоснованы концептуальные подходы к процессу формирования базовых профессиональных компетенций специалистов технических специальностей у студентов в процессе изучения фундаментальных дисциплин. К ним относятся: профессиональная направленность теоретического и практического материала дисциплин; развитие у первокурсников приемов рациональной умственной и учебной деятельности, которая необходима для успешного обучения в условиях вуза, организации их самостоятельной работы; использование модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса, которая поможет адаптироваться студентам в стенах вуза. Разработана модель формирования профессиональной компетентности у выпускников технических вузов с двухступенчатым уровнем обучения (бакалавр-магистр), которая состоит из четырех уровней: базовый, инженерно-технический, профессиональный и специальный. Первые три уровня должны достичь студенты при получении диплома бакалавра. Все четыре уровня профессиональной компетентности должны преодолеть студенты при получении диплома магистра. Данное исследование посвящено проблеме формирования первого (базового) уровня профессиональной компетентности. Требуется дальнейшее исследование и разработка учебно-методической системы формирования следующих трех уровней модели. В диссертации осуществлена опытно-экспериментальная проверка предложенной учебно-методической системы формирования базовых профессиональных компетенций у будущих специалистов технических специальностей. На основе статистических исследований сравнения средних и дисперсий выявлена значимость различий между традиционными и инновационными методами обучения фундаментальным дисциплинам в техническом вузе на примере дисциплин высшей математики. Система включает в себя интерактивные методики аудиторных занятий (симуляционные и деловые игры, кейс-методы, методы "малых групп" и др.), систему работы преподавателя в процессе их организации и проведения, информационно-методическое обеспечение процесса формирования базовых профессиональных компетенций. ua
dc.description.abstract The dissertation contains the research results of theoretic-methodological and scientifically-methodics bases of professional competence formation for the future experts of technical specialists. On the base of concept essence analysis of professional competence and its key competence, the basic professional competence which is the first level in the model of professional competence formation for students of technical educational establishments was defined and well-founded. Conceptual approaches to basic professional competence formation for the first-year students was proved and defined. The model of professional competence formation for the students of Higher technical educational establishments with two-step level of training (Bachelor-Master) was developed. In the dissertation the scientifically-methodics system of professional competence formation for the first-year students was scientifically proved and checked experimentally up on mathematics subjects examples. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject базові професійні компетенції ua
dc.subject фахова компетентність ua
dc.subject модель формування фахової компетентності ua
dc.subject базовые профессиональные компетенции ua
dc.subject профессиональная компетентность ua
dc.subject модель формирования профессиональной компетентности ua
dc.subject professional competence ua
dc.subject model of formation ua
dc.subject the model of professional competence formation ua
dc.title Теоретико-методичні засади формування базових професійних компетенцій у майбутніх фахівців технічних спеціальностей ua
dc.title.alternative Теоретико-методические основы формирования базовых профессиональных компетенций у будущих специалистов технических специальностей ua
dc.title.alternative Theoretical and methodics principles of basic professional competence formation for the future experts of technical specialists ua
dc.type Abstract ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу