У дисертаційному дослідженні розкрито та обґрунтовано сутність понять «навчальна технологія», «пізнавальні відносини», «навчання», «моральні цінності». Проаналізовано етапи розвитку й методологічні аспекти формування моральних цінностей у навчально-пізнавальній діяльності факультетів фізичної культури. Розроблено й експериментально випробувано модель концепції формування моральних цінностей майбутнього вчителя фізичної культури, обґрунтовано мотиваційні, інформаційно-методичні, оцінно-рефлексивні критерії та їх показники і рівні (репродуктивний, творчо-репродуктивний, творчий) професійно-педагогічної готовності майбутніх спеціалістів до виховної діяльності у сучасній школі. Визначено і теоретично обґрунтовано педагогічні умови технологічної підготовки майбутніх вчителів фізичної культури у сучасній загальноосвітній школі.
Диссертация посвящена проблеме формирования нравственных ценностей у будущих учителей физической культуры в процессе учебно-познавательной деятельности. В работе выявлены содержание, структура, функции педагогических аспектов подготовки будущих учителей к познавательной работе. В исследовании обоснованы понятия «учебная технология», «отношения в обучении», «обучение», «нравственные ценности». В диссертации представлена модель профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания в процессе учебно-познавательной деятельности. Разработаны, обоснованы и внедрены педагогические условия, оптимизирующие познавательную подготовку студентов физической культуры: наполнение инновационной технологией, направленной на использование компьютерных программ, необходимых в реализации профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания; реализация творческой познавательной деятельности студентов, предполагающая перенос усвоенных инновационных знаний, умений, способов деятельности на широкую область педагогической действительности; системное использование инновационных образовательных технологий, способствующих интеграции учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельности. Определены задачи и соответствующие этапы подготовки будущих учителей физического воспитания: мотивационный (направленный на формирование воспитательной деятельности будущего специалиста), информационно-методический (включающий овладение студентами системы воспитательной деятельности и методических понятий, формирование основ профессионального мышления), оценочно-рефлексивный (целю которого явилось согласование студентами физической культуры результатов собственной учебно-воспитательной деятельности, формирование основ творческого мышления, диагностика уровня сформированности готовности к воспитательной деятельности). Для решения каждого из этапов выделены и теоретически обоснованы инновационные технологии, найдены оптимальные формы и средства организации образовательного процесса. В процессе исследования определены критерии и показатели готовности будущих учителей физического воспитания к профессиональной деятельности: мотивационно-ценносный (включает в себя воспитательно-значимые потребности и мотивы интегративной воспитательной деятельности на современном этапе работы общеобразовательной школы); когнитивный (отражает знания о профессиональной деятельности, о структуре реализации воспитательных знаний и умений в процессе работы будущего учителя в школе); операционно-деятельный (характеризуется воспитательными и методическими умениями, определяет уровень умения профессиональным мастерством, понимание современных воспитательных задач их эффективного решения в настоящем и будущем). В соответствии с изложенными выше позициями, была дана характеристика репродуктивному, творческо-репродуктивному, творческому уровням готовности выпускников факультетов физической культуры к познавательной деятельности современной школы. В ходе опытно-экспериментальной работы обоснован и апробирован аспект концепции формирования нравственных ценностей будущего учителя физической культуре, внедрены в учебный процесс компьютерные программы профессиональной подготовки студентов, спецкурс «Формирование нравственных ценностей студентов: образовательный аспект», апробированы организационные методы, формы и средства современной познавательной деятельности. С помощью методов экспертной оценки и математикостатистической обработки результатов эксперимента была проверена гипотеза исследования, решены его задачи, определена эффективность профессиональной подготовки будущих учителей к работе в школе.
The dissertation is devoted to the problem of forming moral values of future teachers of physical culture during educational and cognitive activities. It has been determined the matter, structure, functions of pedagogical aspects of preparing future teachers for educational work. In the research it has been substantiated the notions «educational technology», «educational relations», «education», «moral values». The dissertation represents the model of professional training of future teachers of physical education during educational and cognitive activities. It has been worked out, substantiated and inculcated pedagogical terms which optimize educational preparation of students of physical culture: the filling with innovative technology, directed on the uses of the computer programs necessary for realizing professional preparation of future teachers of physical education; the realization of creative educational activities of students, which presupposes the transfer of the mastered educational knowledge, abilities, manners of activities on the wide area of pedagogical reality; system usage of innovative educational technologies, promoting the integration of educational-andcognitive and professional-and-pedagogical activities.