Дисертація присвячена вивченню особливостей становлення моральної свідомості у підлітковому та юнацькому віці з врахуванням гендерних та культурних особливостей. Розглянуто теоретичні засади дослідження проблеми моральної свідомості особистості та з’ясовано основні теоретичні положення про особливості моральної свідомості у підлітковому та юнацькому віці. Для дослідження становлення моральної свідомості у підлітковому та юнацькому віці розроблено методичну базу на основі об’єктивно існуючих показників. Виявлено шкали для дослідження рівнів та специфіки моральної свідомості у підлітковому та юнацькому віці, доведено їх надійність і валідність. Визначено рівні моральної свідомості (нерозвинений, слабкий, середній, високий і дуже високий) та надано їм психологічну характеристику. Виявлено особливості становлення моральної свідомості у підлітковому та юнацькому віці з врахуванням її гендерного і культурного аспектів.
Диссертация посвящена исследованию особенностей становления морального сознания в подростковом и юношеском возрасте с учетом гендерных и культурных особенностей. В работе представлено философское понимание морального сознания и его влияние на изучение данного феномена в психологии. В рамках психологической литературы уточнено содержание морального сознания, которое составляют: моральные представления, обычаи и традиции, ценности и нормы. Выявлено, что содержание морального сознания выражается в моральних знаниях, убеждениях, идеалах, поступках. Движущие силы морального сознания ум, эмоции и чувства, воля обуславливают развитие его компонентов (когнитивного, эмоционального, волевого). Разработана методика исследования морального сознания в подростковом и юношеском возрасте. Описаны избранные и модифицированные отдельные методики, на основании ответов исследуемых определены показатели его развития. С помощью факторного анализа полученных данных сформированы шкалы для исследования особенностей, содержания и уровней развития морального сознания. На исследование особенностей морального сознания направлены шкалы: «Активная моральная позиция», «Развитие убеждений», «Собственная система ценностей», «Абстрактный или конкретные типы понятий, которыми оперируют исследуемые», «Доминирование когнитивного или эмоционального компонента». На исследование содержания морального сознания направлены шкалы: «Личная или социальная система моральных ценностей», «Развитие системы моральных представлений вокруг правды», «Приоритет помощи или доброты». На основании шкал: «Активная моральная позиция», «Развитие убеждений», «Представление о моральном решении проблемной ситуации», «Личная или социальная система моральных ценностей» создана модель исследования уровней развития морального сознания (неразвитый, слабый, средний, высокий, очень высокий). Установлены особенности развития морального сознания в подростковом и юношеском возрасте. Определено влияние гендерных и культурных особенностей на становление морального сознания в этом возрасте. Подростков можно характеризировать, как эмоционально зависимых от отношения и оценок окружающих, их чувства еще незрелые, что проявляются в непосредственных эмоциональных реакциях на действия окружающих. Для морального сознания подростков характерна сосредоточенность на себе и отсутствие личностной позиции в отношении к доброму и плохому. У них еще не сформирована внутренняя система ценностей, они склонны осуждать личность в целом, а не ее конкретные поступки. Обобщение полученного материала дает основания утверждать, что у подростков наиболее развит эмоциональный компонент, меньше – волевой и наименее развит когнитивный компонент морального сознания. С переходом к юношескому возрасту отмечается качественное развитие когнитивного, эмоционального и волевого компонентов морального сознания. Развитие когнитивного компонента состоит в том, что моральные нормы становятся боле понятными и прочувствованными, формируются моральные убеждения. Имеет место качественная трансформация эмоционального компонента. У юношей более развит эмоциональный компонент, им свойственно понимающее отношение, сопереживание или сочувствие по отношению к другим людям. Юношеский возраст характеризуется развитием волевого компонента, что проявляется в меньшей зависимости от внешне заданных правил. Юноши начинают руководиться внутренними убеждениями, хотя не всегда они морально правильны, у них наиболее развит когнитивный компонент, меньше – эмоциональный и наименее развит волевой компонент морального сознания. Установлено, что и в подростковом и в юношеском возрасте девушки опережают парней по уровню развития морального сознания. Особенностью развития морального сознания девушек является развитие их убеждений благодаря активному вовлечению во взаимоотношения с окружающими. Особенностью его развития у парней является стремление обобщать моральные понятия и применять их в повседневной жизни. Выявлено влияние культурной среды на особенности развития морального сознания. На его развитие у польских исследуемых большое влияние оказывает персоналистический подход в их культурной среде, что проявляется в доминировании личного над коллективным. На моральное сознание украинских исследуемых влияет мировоззрение, которое предполагает подчинение общественным требованиям и доминирование коллективного над индивидуальным. Для испытуемых обеих культур характерным является доминирование развития когнитивного компонента морального сознания в юношеском возрасте, а также актуальность группы Честность. Учитывая результаты исследования, сформулированы пути актуализации процесса развития морального сознания в подростковом и юношеском возрасте.
Dissertation is devoted the study of features of becoming of moral consciousness in juvenile and youth age taking into account gender and cultural features. Theoretical principles in researching of a personality’s problem of moral consciousness are considered and substantive theoretical provisions are found out about the features of moral consciousness in juvenile and youth age. For research of becoming of moral consciousness in juvenile and youth age the methodical base is developed on the basis of objectively existent indexes. It was found out scales for research of levels and specific of moral consciousness in juvenile and youth age, their reliability is well-proven and validization. Certainly levels of moral consciousness (undeveloped, weak, middle, high and ever-higher) and psychological description is given them. Found out the features of becoming of moral consciousness in juvenile and youth age taking into account its gender and cultural aspects.