Дисертація присвячена вивченню процесу лібералізації моральних цінностей підлітків та їх емансипації від дорослих як психологічних тенденцій морального розвитку особистості. У роботі розкрито та обґрунтовано сутність процесу лібералізації як головної психологічної тенденції розвитку моральних цінностей у підлітковому віці; розроблено та апробовано опитувальники з вивчення рівнів розвитку нормативної, емоційної та поведінкової емансипації підлітків, за допомогою яких виявлено показники та рівні розвитку трьох видів емансипації; вивчено психологічні особливості розвитку моральної рефлексії та саморефлексії як механізмів активізації розвитку процесу лібералізації моральних цінностей підлітка. У процесі експериментальної роботи доведена доцільність та ефективність впровадження розвивальної програми у формі соціальнопсихологічного тренінгу з використанням таких методів групової роботи як групова дискусія, бесіда, рольова гра, психологічні вправи з розвитку моральної рефлексії та саморефлексії. Результати дослідження можуть бути використані у психодіагностичній та корекційній діяльності практичних психологів та педагогів.
Диссертация посвящена изучению процесса либерализации моральных ценностей подростков и их эмансипации от взрослых как психологических тенденций морального развития личности. В работе проанализированы научные подходы к изучению проблемы морального развития личности подросткового возраста. В ходе проведенного анализа выделены психологические тенденции развития моральных ценностей подростка: либерализация моральных ценностей и эмансипация от родителей и учителей. Либерализация моральных ценностей представлена как сложный, двусторонний процесс. С одной стороны, подросток стремится освободиться от норм, догм, стереотипов, которые ему предлагались или навязывались взрослыми, в частности родителями и учителями, на протяжении многих лет. С другой стороны, он пытается построить свою систему моральных ценностей, которая ему понятна, и пережита им. Таким образом, личность в подростковом возрасте становится деятельным субъектом в сфере морального развития. Процесс эмансипации выступает психологической тенденцией и одновременно условием процесса либерализации моральных ценностей подростков и дифференцируется на три вида: нормативная, эмоциональная и поведенческая эмансипация. Подросток стремится избавиться от детской эмоциональной зависимости, приобрести свободу, ответственность за свои поступки и поведение в нормативно-ценностной и поведенческой сферах. Механизмами активизации либерализации моральных ценностей личности в подростковом возрасте представлены личностная, интеллектуальная и социальная рефлексии, которые, взаимодействуя и дополняя друг друга, способствуют появлению более высоких ее уровней – моральной рефлексии и моральной саморефлексии. Обосновывается использование методов и конкретных методик выявления динамики морали подростков от младшего возраста к старшему, изучения содержательной характеристики моральных ценностей, определения критериев и уровней нормативной, эмоциональной и поведенческой эмансипации, психологических особенностей развития моральной рефлексии и моральной саморефлексии. В ходе констатирующего эксперимента доказано, что система моральных ценностей младших подростков находится еще под сильным влиянием нормативно-ценностной системы взрослых. В свою очередь, мораль старших подростков находится на высшей ступени ее трансформации с объективного уровня на субъективный. При этом подростки старшего возраста отмечают существенную зависимость от нормативно-ценностной системы ровесников (одноклассников, друзей, представителей референтных групп). По результатам проведенного исследования были определены показатели и уровни развития нормативной, эмоциональной и поведенческой эмансипации: высокий, средний, низкий, обоснование которых строилось на основе таких критериев, как автономность при выборе моральной позиции, характер взаимоотношений (конструктивность, сотрудничество, агрессивность) подростка с родителями, учителями и ровесниками. Нормативная, эмоциональная и поведенческая эмансипация от взрослых находится на вершине активизации именно в старшем подростковом возрасте. Стремление к автономии подростков этого возраста в наибольшей степени проявляется в контексте нормативной эмансипации. Вместе с тем, показатели поведенческой эмансипации остаются относительно невысокими, что связано с нежеланием подростков вызывать осуждение их действий и поведения со стороны взрослых. В процессе экспериментальной работы доказана целесообразность и эффективность применения развивающей программы в форме социальнопсихологического тренинга с использованием таких методов психологической работы как групповая дискуссия, ролевая игра, беседа, психологические упражнения на развитие моральной рефлексии и моральной саморефлексии.
The thesis work deals with the process of personal moral values liberalization for teenagers and their emancipation from adults, including but not limited to parents and teachers. These processes are considered as leading psychological trends in adolescent ethical personality development. Essence of the ethical values liberalization process for teenagers and their emancipation from adults as leading psychological trends of such values evolution were theoretically justified and experimentally studied within this dissertation. Special questionnaires for examining developmental levels of adolescent normative, emotional and behavioral emancipation were developed and tested; the dynamics of ethical reflection and self-reflection has been studied from the junior adolescence to the senior. The expediency and efficiency of the educative program application using such methods of psychological activities as group discussion and pretend play has been demonstrated within such experiments. Research results could be applied to psychognostic and intervention activities of practicing psychologists and teachers.