Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Методичні основи застосування системи засобів навчання з астрономії у підготовці майбутніх учителів фізики і астрономії

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Ткаченко, Ігор Анатолійович
dc.date.accessioned 2022-02-17T14:21:34Z
dc.date.available 2022-02-17T14:21:34Z
dc.date.issued 2005
dc.identifier.citation Ткаченко, Ігор Анатолійович. Методичні основи застосування системи засобів навчання з астрономії у підготовці майбутніх учителів фізики і астрономії : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 – теорія і методика навчання фізики / Ткаченко Ігор Анатолійович ; [наук. керівник Биков Валерій Юхимович] ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2005. - 21 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36470
dc.description.abstract Дисертація присвячена теоретико-методичному обґрунтуванню та практичній реалізації методичної підготовки майбутніх учителів фізики і астрономії до застосування системи традиційних засобів навчання й створення сучасного навчального обладнання з астрономії через комплекс програмно-педагогічного забезпечення навчального процесу відповідно до вимог реформування фізичної та астрономічної освіти. Створений навчально-виховний центр “Планетарій” є центром розробок і впровадження інформаційно-комп’ютерних засобів навчання; прообразом особистісно орієнтованого навчальновиховного середовища. На підставі комплексного аналізу методики викладання фізики і астрономії у дослідженні зроблено висновок про доцільність використання планетарію шкільного типу, організації та проведення в ньому занять зі студентами й учнями різних вікових груп. Обґрунтовано і впроваджено нову методичну систему підготовки майбутніх учителів фізики і астрономії, адекватну сучасним вимогам Державного стандарту. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена теоретико-методическому обоснованию и практической реализации проблемы модернизации традиционного и создания современного учебного оборудования по астрономии, которое отражает состояние последних научных достижений в этой отрасли, одновременно позволяет реализовать програмно-педагогическое обеспечение учебного процесса в соответствии с требованиями реформирования астрономического образования. Показано, что основой создания личностно ориентированных технологий обучения физики и астрономии является теория формирования полноценной учебной деятельности. На основе теоретико-содержательного анализа понятия “система средств обучения” показано, что последняя является системным способом организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения физики и астрономии, при котором реализация учебной цели достигается согласованным сочетанием организационных форм, методов и средств обучения физики и астрономии. Проведенные исследования показывают, что повышение эффективности процесса обучения астрономии в значительной мере зависит от двух составных: а) методов обучения, которые развивают познавательную активность студентов (учеников) и повышают интенсивность процесса обучения а также способствуют формированию у учащихся умений и навыков использования средств современных компьютерно ориентированных технологий; б) средств обучения, дающих возможность раскрыть сущность методов исследования и использовать эти методы в полном объеме в учебном процессе, Для обеспечения эффективной подготовки студентов (учеников) в овладении знаниями физико-математических дисциплин впервые среди высших учебных заведений Украины в Уманском педагогическом университете имени Павла Тычины обустроен учебно-воспитательный центр “Планетарий”. В нем использованы технические решения, которые раньше в практике строительства планетариев не применялись. В частности звездный зал состоит из двух частей: основной и подъемной верхней части. Основная часть закреплена на жесткой опоре, верхняя – приводится в действие механизмом лебедки. В состав системы астрономического оборудования входит: проектор звездного неба; мультимедийный проектор; панорамный проектор; слайдпроекторы; квадроакустическая звуковая система; проектор планет; компьютерный центр управления. Главный проектор (проектор звездного неба) включает также проекторы линий небесной сферы: проектор Млечного пути; проектор меридианов; проектор экватора; проектор эклиптики; проектор вертикального круга. Изменение географической широты осуществляется при помощи реверсивного механизма, который состоит из редуктора, однофазного электрического двигателя и дистанционного пульта управления. На основании комплексного анализа методики преподавания физики и астрономии в исследовании сделаны выводы о целесообразности использования планетария школьного типа, как средства обучения физики и астрономии, организации и проведения в нем занятий со студентами и учениками. Использование комплекса средств обучения по астрономии в курсе физике направлено на формирования у студентов (учеников) целостных представлений о физической картине мира. Планетарий дает возможность усовершенствовать методику изучения физики и астрономии, способствует визуализации специально-предметной информации; является центром разработки и внедрения современных информационно-компьютерных средств обучения, повышает мотивацию обучения, способствует активизации деятельности всех участников учебного процесса и созданию эффективной комплексной учебно-воспитательной среды по астрономии в общеобразовательной школе и педагогическом вузе. Разработана и экспериментально апробирована методическая подготовка будущего учителя физики и астрономии, основным критерием которой является система средств обучения по астрономии. В предложенной методической подготовке будущих учителей физики и астрономии особое значение имеет комплексное использование традиционных средств обучения астрономии и современных, в том числе информацинно-коммуникационных. Обоснована система личностно ориентированной подготовки будущего учителя физики и астрономии, основанная на использовании пракселогического принципа контекстного обучения будущих учителей физики и астрономии. ua
dc.description.abstract The dissertation is devoted to the theoretical and methodical ground and practical realization of methodical future teachers training of physics and astronomy for using the system of traditional teaching facilities and creation of modern educational equipment on astronomy through the complex of program and pedagogical providing of educational process according to the requirements of reformation of astronomic education. Created educational methodical complex “Planetarium” is the centre of creation and practical usage of computer teaching facilities the system meant for educational purposes, a new methodical system of teaching which is confirmed by practice is grounded adequate according to the modern requirements of the State educational standard. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject навчання фізики і астрономії ua
dc.subject засоби навчання ua
dc.subject планетарій ua
dc.subject методика використання ua
dc.subject обучение физики и астрономии ua
dc.subject средства обучения ua
dc.subject планетарий ua
dc.subject методика использования ua
dc.subject teaching of physics and astronomy ua
dc.subject facilities of teaching ua
dc.subject planetarium ua
dc.subject method of the usage ua
dc.title Методичні основи застосування системи засобів навчання з астрономії у підготовці майбутніх учителів фізики і астрономії ua
dc.title.alternative Методические основы применения системы средств обучения астрономии в подготовке будущих учителей физики и астрономии ua
dc.title.alternative Methodical bases of using the system of teaching facilities in astronomy in training the future teachers of Physics and Astronomy ua
dc.type Abstract ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу