У дисертації представлена технологія формування наукових понять на уроках історії в учнів 9-го класу. Головна ідея запропонованої технології полягає в тому, що наукові поняття у процесі вивчення історії будуть засвоюватися міцніше, повніше й більш свідомо, якщо за основу систематизації знань узяти вивчення не окремих понять під час ознайомлення з історією різних країн, а вивчення цілісної моделі розвитку суспільства (найважливіші поняття вводяться під час створення теоретичної моделі, що поступово ускладнюється). Перетворювальний і контрольний експеримент у школах м. Запоріжжя у 1998-2000 рр. засвідчили, що між учнями експериментальних й контрольних класів відмінності результатів у засвоєнні історичних понять не випадкові, а статистично достовірні, оскільки випробовувані цих двох груп після експерименту належать не до однієї (як раніше), а до двох різних генеральних сукупностей, рівень засвоєння історичних понять у яких суттєво відрізняється. Коефіцієнт засвоєння в експериментальній групі становить 0,9, що свідчить про завершеність навчання; у той час як аналогічний показник у контрольній групі – 0,5, що можна вважати незадовільним результатом навчання. Спроектована технологія навчання впроваджена у загальноосвітні заклади м. Запоріжжя, головні результати дослідження використовуються у системі методичної освіти вчителів історії м. Запоріжжя, а також у процесі підготовки викладачів історії на історичному факультеті Запорізького державного університету.
В диссертации представлена технология формирования научных понятий у учащихся 9-го класса на уроках истории. В основу технологии положена идея о том, что научные понятия в процессе изучения истории будут усваиваться прочнее, в более полном объеме, сознательнее, если за основу систематизации взять изучение не отдельных понятий по ходу ознакомления с историей разных стран, а изучение целостной модели развития общества (важнейшие понятия вводятся во время создания теоретической модели, которая постепенно усложняется). В создании технологии обучения историческим понятиям автор руководствовался методологией педагогической технологии, разработанной В.П.Беспалько, и концепцией формирования теоретического мышления В.В.Давыдова. Цели данной технологии заключаются в прочном, полном и сознательном усвоении существенных признаков исторических понятий, умении оперировать понятиями и формулировать определение. Именно эти признаки диагностировались после экспериментального обучения, проведенного в 1998/1999 и 1999/2000 учебных годах в 9-х классах общеобразовательной школы № 90 г. Запорожья. Содержание обучения в спроектированной технологии представлено в соответствии с целями таким образом: 1) исторические явления и процессы излагались в системе взаимосвязей и противоречий; понятия вводились во время создания теоретической модели изучаемого исторического периода; 2) структура и содержание учебно-познавательной деятельности учеников предполагали усвоение научных теоретических понятий путем анализа, синтеза, обобщения, конкретно эта деятельность осуществлялась во время решения задач и выполнения упражнений; 3) в содержании обучения использовались дидактические материалы (логические схемы) и система упражнений на обобщение и конкретизацию; 4) преподавание отечественной и всемирной истории осуществлялось путем интегрированного курса. Такая трансформация содержания обучения позволила создать благоприятные условия для анализа и обобщения исторических явлений и процессов; способствовала формированию научных понятий как результата выполнения логических операций. В спроектированной технологии мотивационный компонент обеспечивался путем создания проблемных ситуаций, поскольку такой способ мотивирования признан наиболее эффективным. В соответствии с классификацией В.П.Беспалько, в представленной технологии использовался вариант дидактической системы “Малая группа”: постоянно контролировалась степень усвоения всеми учащимися каждого понятия, соответственно осуществлялась коррекция; информация предоставлялась в одинаковом темпе и объеме для всех. Такая дидактическая система в условиях современной школы позволяет достичь высокой эффективности обучения за счет регулярной обратной связи. Организационной формой в спроектированной технологии является урок. В условиях экспериментального обучения – урок-пара (90 минут), который имел следующую структуру: 1) программированный контроль на каждом уроке всех учащихся (тесты, задачи) – приблизительно 15 минут; 2) обобщающая беседа, анализ ошибок – ориентировочно 10 минут; 3) изучение нового материала (объяснение, робота с учебником, выполнение задач, решение проблем) – приблизительно 45 минут; 4) обобщение и систематизация – приблизительно 10 минут; 5) обсуждение результатов занятия – около 10 минут. Хронометраж урока мог незначительно изменяться в зависимости от специфики конкретного учебного материала. Изучение курса истории, в соответствии с концепцией формирования теоретического мышления В.В. Давыдова, начиналось ознакомлением учащихся с общей моделью развития общества конца ХVІІІ – ХІХ в. на уроке на тему: “Основные тенденции развития мира в конце ХVІІІ в. до 1870 г.”. Учащиеся осуществляли теоретическое обобщение на основе типичного конкретного материала. На вступительном уроке вводились такие общие понятия: “индустриальное общество”; “капитализм”; “политическая партия”; “социальная революция”; “промышленный переворот”; “капиталистические монополии”; “способ производства” и др. Процесс формирования исторических понятий происходил в такой последовательности: 1 этап – формирование исторических представлений об исторических явлениях и процессах; 2 этап – формирование эмпирических понятий, которые обобщают внешние свойства исторических явлений и процессов (основной методический прием – сравнение); 3 этап – формирование теоретических понятий, которые отображают внутренние связи, объясняют исторические явления и процессы (основной методический прием – анализ роли и функции отношений в системе явлений, который осуществлялся путем создания и решения проблемных ситуаций). В ходе изучения истории отдельных стран учащиеся выполняли упражнения на применение научных понятий, например, необходимо было ответить на вопросы: докажите, что Англия являлась индустриальным обществом; можем ли мы назвать события во Франции 1789-1799 гг. социальной революцией (ответ обоснуйте) и т.п. От учащихся требовалась развернутая аргументация при ответе на поставленные вопросы. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности созданной технологии формирования исторических понятий. Средний балл выполнения теста в экспериментальных классах – 21,8; средний балл в контрольных классах – 11,6; максимально возможный – 25. Коэффициент усвоения в экспериментальной группе составляет 0,9, что свидетельствует о завершенности процесса обучения; в то время как аналогичный показатель в контрольной группе – 0,5, что можно считать неудовлетворительным результатом. Полученные различия являются статистически достоверными.
In the dissertation the formation of scientific concepts technology is developed (at the schoolboys of 9-th class at lessons of the history). In a basis of the offered technology there is an idea that the scientific concepts during study of a history will be acquired more strongly, more full, more consciously, if for a basis of ordering to take study not of separate concepts on a course of acquaintance with a history of the different countries, but study of complete model of societies development (the major concepts are entered during creation of theoretical model, which gradually becomes complicated). Forming and check experiment at Zaporozhye's schools in 1998-2000 have shown, that the differences between the schoolboys of experimental and control classes in mastering historical concepts are not casual, they are statistically authentic, that's why the schoolboys of these two groups after experiment belong not to one (as earlier), but to two different general sets, which the mastering of historical concepts level is essentially differs. Factor of mastering in experimental group is 0,9, that testifies to completeness of training; while a similar parameter in control group is 0,5, that is considered unsatisfactory. The designed technology of training is entered in education establishments of Zaporozhye, the basic results of research are used in methodical education for Zaporozhye's teachers, and also at historical faculty of the Zaporozhye state university.