В дисертації здійснений культурологічний і філософськоантропологічний аналіз креативності як феномену людського буття в культурі. Актуальність теми дослідження зумовлюється тим, що сучасне кризове суспільство орієнтує людину на творчу реалізацію особистості, але в той же час не надає їй конкретних ресурсів для цього. Вперше у вітчизняному культурологічному і філософсько-антропологічному дискурсі розкривається поняття ініціації креативності, яка постає як креативність співтворчого діалогу, процес сакральної комунікації, що відбувається у взаємодії майстра та учня. Проаналізовано етапи розгортання креативності в культурі, які означаються як реалізація, об’єктивація, актуалізація, ініціація. На основі методологічного підходу метаантропології доведено, що специфіка креативності як феномену буття людини в культурі значною мірою зумовлена її світоглядом і трансформується залежно від того, який екзистенційний вимір світогляду (буденний, особистісний, філософський) обирає особистість. Розглянуто креативність у життєвому світі чоловіка і жінки, виявлено гендерну специфіку творчої реалізації особистості в культурі.
В диссертации рассматривается ряд актуальних вопросов исследования креативности в культурологическом и философскоантропологическом аспектах. Актуальность такого исследования обусловлена тем, что современное кризисное общество ориентирует человека на творческую реализацию, требует от него новых креативних идей и подходов, но в то же время не дает конкретных ресурсов для этого, более вынуждает к бесконечному потреблению. Анализ креативности как феномена человеческого бытия в культуре убеждает, что стремление к творчеству заложено в глубине каждой личности. Творчество есть не только материализация, но и духовная способность, которая актуализирует целостность личности. Впервые в отечественном культурологическом и философскоантропологическом дискурсе рассматривается понятие инициации креативности, как процесса сакральной коммуникации, креативности сотворческого диалога, который происходит во взаимодействии мастера и ученика. Творческий процесс происходит только через взаимодействие двух начал, которые рождают третье; только так происходит развитие как преодоление напряжения между противоположными полюсами, поэтому он стимулирует взаимодействие и диалог, что составляют природу культуры. Противоположные начала могут взаимодействовать в личности, корда речь идет о творении артефактов культуры; но они становятся межличностным взаимодействием в творении стихии жизни. Такое межличностное взаимодействие, которое рождает новое бытие, можна назвать коммуникативной креативностью. Проанализированы и такие этапы становления креативности в культуре, как реализация, объективация, актуализация и инициация. Если реализация креативности – это процесс первичного воплощения идеи в коммуникации с Другим, а объективация есть ее воплощение в артефактах культуры, то актуализация выступает процессом „экзистенциального оживления” артефакта, она способна стать смыслом креативности, в то время как реализация и объективация выступают ее формой. На пути воплощения субъект креативности вынужден преодолевать экзистенциальные и коммуникативные преграды, поэтому реализация требует особенной креативности убеждения. Инициация креативности – это творческая трансформация личности в контексте коммуникации с Другим. Инициация креативности сначала может происходить в качестве ученика, а потом и в качестве учителя и мастера. Обоснована концепция экзистенциальных измерений креативности в контексте метаантропологии. Доказано, что в обыденном бытии и мировоззрении креативность определяется волей к самосохранению и продолжению рода, в предельном бытии она обуславливается волей к власти, волей к познанию и творчеству и в философском мировоззрении – волей к любви, свободе и толерантности. В обыденном бытии креативность становится соответсвенно как комплекс адаптационных стратегий; в предельном бытии проявляется в формировании собственных стратегий в пространстве культуры. В метаграничном измерении человеческого бытия креативность выступает творением экзистенциальной целостности любви и свободы. В методологических координатах метаантропологии феномен креативности рассматривается в обыденном, предельном и запредельном измерениях бытия человека в культуре. Особое внимание уделено креативности в жизненном мире мужчины и женщины, прояснена гендерная специфика творческой реализации личности. Именно взаимопроникновение мужского и женского творчества может преодолеть все коллизии на пути реализации, объективации, актуализации и инициации креативности в культуре. Доказывается, что в контексте метаантропологии специфика мужской креативности состоит в духовности, трансцендировании, способности выходить за любые пределы, женской – в душевности, стремлении к универсальности в любви. Мужская и женская креативность дополняют одна другую в сотворчестве, что означает появление новой целостности человеческого бытия.
The culturologic and philosophic-anthropologic analysis of the creativeness as a phenomenon of human being in culture is made in the dissertation. The actuality of the investigation’s theme is grounded by the fact that the modern crisis society orients an individual at the creative realization of the personality, but at the same time, doesn’t give any concrete resources for that. For the first time at the domestic culturologic and philosophicanthropologic debate, the identification of the creativeness initiation’s notion is offered as a creativeness of mutual dialogue, a process of sacral communication, taking place in the dialogue of Master and a Pupil. The stages of the creativeness development in culture, defined as realization, objectivation, actualization, initiation, are analysed. It’s proved on the basis of the methodological approach of the metaanthropology, that the specificity of creativeness as a phenomenon of the individual being in culture is intensively grounded by her (his) world outlook and is transformed in dependence on which existent measuring of the world outlook (every-day, individual, philosophic) the personality selects. The creativeness in the life world of a man and a woman is examined, the gender specificity of the creative realization of the personality in culture is revealed.