Дисертацію присвячено дослідженню психологічних особливостей розвитку громадянської активності у старшокласників. У роботі представлено аналіз основних підходів до дослідження проблеми громадянської активності особистості. Визначено зміст і структуру громадянської активності старшокласників, виявлено чинники (макрорівня, мезорівня, мікрорівня), рівні (високий, середній, низький), критерії (наявність громадянської свідомості; прихильність до громадянських цінностей; здатність до громадянського переживання; прояв громадянської конкурентоздатності) та типи («громадянська відповідальність», «громадянська спрямованість», «громадянська пасивність», «громадянська обізнаність», «громадянська врівноваженість», «громадянська зацікавленість») громадянської активності старшокласників. Визначено психологічні умови розвитку громадянської активності старшокласників. Розроблено програму розвитку громадянської активності старшокласників і доведено ефективність її використання в умовах загальноосвітніх навчальних закладів.
Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей развития гражданской активности у старшеклассников. В работе представлен анализ основных теоретических подходов к изучению проблемы гражданской активности личности (философский, исторический, политико-правовой, социологический, психологические: деятельностный, личностно-ориентированный и аксиологический). В работе определено, что гражданская активность старшеклассников представляет собой качество личности, которое содержит совокупность знаний, умений, навыков, склонностей, волевых усилий, мотивов, чувств, которое направлено на эффективное осуществление гражданской деятельности. Выделены компоненты гражданской активности старшеклассников: 1) когнитивный (правовые и гражданские знания; аналитические и прогностические знания, понимание гражданских обязанностей); мотивационный (социальнопсихологическе установки; гражданская асертивность; стремление достигнуть гражданскую цель); 3) эмоциональный (отношение к общественным ценностям; отношение к себе как к гражданину; отношение к гражданским добродетелям; эмоциональная стойкость к гражданским событиям); 4) поведенческо-волевой (развитие гражданской решительности и настойчивости; способности к лидерству в гражданском обществе; развитие гражданской ответственности; способности к гражданской деятельности). Установлено, что проблема развития гражданской активности старшеклассников связана с определенными факторами: а) макроуровня, которые определяются процессами, явлениями государства, региона, города; б) мезоуровня, связанные с психологическими аспектами обучения и воспитания; в) микроуровня, которые определяют личностные качества старшеклассников. В работе выделены уровни гражданской активности старшеклассников: высокий, присущий старшеклассникам, которые свободно владеют комплексом правовых и гражданских знаний, четко осознают необходимость соблюдать гражданские обязанностей, уверены в себе, способны к компромиссу; средний, свойственный старшеклассникам, которые частично обладают правовыми и гражданскими знаниями, частично готовы к внутреннему принятию гражданских ценностей, ответственность за общину на себя берут редко; низкий, характерный старшеклассникам, которые не проявляют правовых и гражданских знаний, не готовы осознавать гражданские ценности, эмоционально неуравновешенные, пассивные, не способны контролировать развитие гражданских ситуаций. Анализ результатов эмпирического исследования показал недостаточный уровень сформированности гражданской активности старшеклассников и ее компонентов. Проведенный кластерный анализ (на основе факторного анализа) позволил выделить 6 типов гражданской активности старшеклассников: «гражданская ответственность», «гражданская направленность», «гражданская пассивность», «гражданская осведомленность», «гражданская уравновешенность», «гражданская заинтересованность». Подчеркнуто, что каждый из типов требует специальной подготовки. Установлены статистически значимые связи между типами гражданской активности старшеклассников и а) социально-демографическими факторами: полом; возрастом; регионом, семейным положением; образованием родителей, типом населенного пункта; б) учебно-организационными: типом учебного заведения. Определены психологические условия развития гражданской активности старшеклассников: 1) владение совокупностью знаний о сущности и особенностях гражданской активности личности; 2) наличие системы осознанных мотивов, от которых зависит выбор действий и направленность гражданской активности старшеклассников; 3) наличие положительного отношения к общественным ценностям, гражданским качествам, оценочным суждениям личности к своему «Ягражданин»; 4) проявление совокупности умений и навыков, обеспечивающих эффективное выражение гражданской активности. Разработана программа развития гражданской активности старшеклассников и доказана эффективность ее использования в условиях общеобразовательных учебных заведений.
Thesis is devoted to the study of psychological peculiarities development of civil activity in seniors. The work presents an analysis of the main approaches to study the problem civil activity of the person. Defined the content and structure of civil activity seniors, identified factors (macrolevel, mesolevel, microlevel), level (high, medium, low), criteria (presence of civic consciousness, commitment to civic values, the ability to civil experience; manifestation of civic competitiveness) and types ("civic responsibility", "civic orientation", "civic passivity," "civic awareness", "civil balance", "civil interest") of the civil activity of the seniors. Defined psychological conditions development of civil activity of the seniors. A program for the development civic activity seniors and proved the effectiveness of its use in conditions secondary schools.