У результаті дослідження вперше визначено структурні компоненти готовності майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту, критерії та показники сформованості рівнів готовності майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту; розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено модель підготовки майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту. Уточнено сутність понять “підготовка майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту ”, “готовність майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту”. Удосконалено провідні підходи до підготовки майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту; методику педагогічної діагностики на основі комп’ютерного тестування готовності майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту. Подальшого розвитку набули теоретичні засади підготовки майбутніх фахівців з адаптивного фізичного виховання до роботи у центрах інваспорту.
В результате исследования уточнено сущность понятий “подготовка будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта”, “готовность будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта”; впервые определены структурные компоненты готовности специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта, а так же критерии и показатели сформированности готовности будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта. Разработана, теоретически обоснована, и экспериментально проверена модель подготовки будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта, которая является совокупностью систематизированных в определенной последовательности блоков целевого, структурно-функционального, содержательного, процессуальнодеятельностного и результативного. Целевой блок включает цель и задачи профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта и обеспечивает разработку научно-обоснованных подходов для их реализации. Теоретический анализ и собственный опыт сделал возможным определить четыре этапы технологического процесса подготовки будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта в высших учебных заведениях, а именно: подготовительный, технологический, практичноэкспериментальный и контрольный. Структурно-функциональный блок модели представлен структурными компонентами (мотивационно-ценностный, когнитивный, здоровьесберегающий, коммуникативный), принципами (научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, индивидуализации, доступности, связи теории с практикой), функциями (воспитательная, интегративная, познавательная, оценочная) и педагогическими условиями (применение специального программнометодического обеспечения образовательного процесса, использование специфических методов и приемов профессиональной подготовки, приближение учебно-воспитательного процесса к условиям будущей профессиональной деятельности) подготовки будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта. Содержательный блок обеспечивает систему знаний, умений и навыков по подготовке и предусматривает изучение студентами учебных дисциплин: “Введение в специальность”, “История физической культуры”, “Теория и методика адаптивного физического воспитания”, “Частные методики адаптивного физического воспитания”, “Адаптивный спорт”, спецкурса “Теория и методика физкультурно-оздоровительной работы в центрах инваспорта”. Процессуально-деятельностный блок включает в себя: формы, методы и средства подготовки будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта. Результативный блок включает: определение критериев, показателей и уровней (низкий, средний, высокий) сформированности готовности будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта. Результатом успешности подготовки является положительная динамика уровней сформированности готовности будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта. Подготовка будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта рассматривается как учебновоспитательный процесс в высшем учебном заведении, направленный на формирование профессионально-ориентированных качеств личности студента который обеспечивает успешную будущую профессиональную деятельность в специализированных учреждениях по организации физкультурнооздоровительной, реабилитационной и спортивной работы с инвалидами с целью укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, высокого спортивного мастерства и обеспечения их успешного выступления в национальных и международных соревнованиях. Готовность будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта рассматривается как интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность сформированных на нужном уровне позитивных мотивов, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы, учебнотренировочных занятий, сборов и спортивных мероприятий с инвалидами и определенного опыта их использования в профессиональной деятельности. Определены и обоснованы критерии сформированности компонентов готовности будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта, отражающие положительную мотивацию будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта; уровень овладения студентами теоретическими знаниями по организации и проведению физкультурно-оздоровительных, учебнотренировочных, рекреационных занятий и спортивно-массовых мероприятий в центрах инваспорта; сформированность общепрофессиональных умений и практических навыков у будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию к работе в центрах инваспорта; сформированность организаторских умений и коммуникативных навыков творческого взаимодействия у будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию с инвалидами.
The structural components of preparedness of adaptive physical training future experts preparing to the work in the centers of invalid sport, criteria and indexes of the formation of preparedness of adaptive physical training future experts to the work in the centers of invalid sport are defined for the first time in the result of the research; the model of adaptive physical training future experts preparing to the work in the centers of invalid sport is developed, theoretically based and experimentally tested. The essence of the conceptions “adaptive physical training future experts preparing to the work in the centers of invalid sport”, “preparedness of adaptive physical training future experts to the work in the centers of invalid sport” are specified. The leading approaches of adaptive physical training future experts preparing to the work in the centers of invalid sport and the methods of pedagogical evaluation on the basis of computer testing of preparedness of adaptive physical training future experts to the work in the centers of invalid sport are improved. Theoretical bases of preparedness of adaptive physical training future experts to the work in the centers of invalid sport acquired further development.