Дисертація містить методологічні, теоретичні, методичні засади професійної підготовки майбутніх учителів початкових класів до проектування позаурочної виховної діяльності. У дисертації здійснено структурно-функціональний аналіз педагогічного проектування, визначено алгоритм здійснення дій та операцій в межах зазначеного виду діяльності. Розроблено та обґрунтовано модель підготовки майбутніх учителів початкових класів до проектування позаурочної виховної діяльності; охарактеризовано педагогічні умови її реалізації. Охарактеризовано особливості засобів, методів, форм підготовки студентів та розроблено навчально-методичний комплекс, що сприяє підготовці майбутніх учителів початкових класів до проектування позаурочної виховної діяльності.
В диссертационном исследовании рассматриваются теоретикометодологические аспекты проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности. Проанализирован генезис научных идей в отечественной и зарубежной педагогике по проблеме педагогического проектирования, исследовано становление и развитие ее в Украине и за рубежом. Также выполнен структурно-функциональный анализ педагогического проектирования. Анализ существующих в науке знаний о подготовке студентов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности показал, что данная проблема изучается, но система подготовки учителя к указанному виду деятельности практически отсутствует и является проблемой не только теоретического, но и практического характера. Единого мнения в подходах к реализации процесса проектирования воспитательной деятельности, как и в определении самого понятия «проектирование внеклассной воспитательной деятельности» не существует. Основываясь на перечисленных фактах, в рамках исследования раскрыто значение, суть и содержание понятия «проектирование внеклассной воспитательной деятельности», определено алгоритм выполнения действий и операций в рамках указанного вида деятельности, который предусматривает 1) предпроектний этап; 2) этап суто проектирования; 3) этап реализации проекта; 4) рефлексивний этап; 5) послепроектний этап). Показателем результативности подготовки будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности определено готовность, которая рассматривается как интегрированное понятие, предусматривающее единство содержательной, операционно-технологической и личностно-рефлексивной подготовки будущего учителя начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности. Критериями готовности будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности определено: когнитивный (качество содержательной подготовки), операционный (качество операционно-технологической подготовки), личностно-рефлексивный (качество личностно-рефлексивной подготовки), каждый из которых имеет свои показатели. Они служат отправным пунктом для определения уровней готовности будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности, которые рассматриваются в рамках исследования как низкий (начальный), средний (репродуктивный), высокий (творческий). На основе анализа научно-педагогических источников в работе разработано и обосновано модель подготовки будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности, которая является схематическим способом отображения самого процесса подготовки и включает 3 блока: целевой, процессуальный и результативный. Важными компонентами экспериментальной модели являются: цель и задания данного процесса; подходы (системный, личностно-ориентированный, деятельностно-ориентированный); факторы, которые влияют на подготовку будущих учителей (социальные, ОКХ, ОКР, образовательные стандарты, учебно-воспитательная среда, возможности студентов); компоненты подготовки (содержательный, операционно-технологический, личностнорефлексивный); содержание подготовки; технология подготовки (личностноориентированная), основу которой составляют интерактивные методы и формы обучения; педагогические условия и этапы подготовки: (диагностикоинформационный, практико-проектировочный, деятельностно-творческий); критерии готовности к проектированию внеклассной воспитательной деятельности (когнитивный, операционный, личностно-рефлексивный); уровни готовности (высокий, средний, низкий) и результат подготовки: готовность будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности В рамках научного исследования определено педагогические условия, выполнение которых способствует эффективной реализации разработанной экспериментальной модели подготовки будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности и формированию у них готовности к данному виду деятельности. А именно: обеспечение мобильной дидактической системы, которая аккумулирует профессиональный опыт, традиции и инновации в организации учебного процесса; рациональное использование и развитие профессиональных способностей личности в интересах достижения целей учебного процесса; создание эффективных стимулов для самообразования студентов и преподавателей; создание учебных площадок для отработки профессиональных учений. Охарактеризовано особенности приемов, методов и форм подготовки будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности на разных этапах обучения, разработано учебнометодический комплекс, который включает материал для лекционных, семинарских и практических занятий; а также задания, способствующие формированию готовности будущих учителей начальных классов к проектированию внеклассной воспитательной деятельности, задания для контроля процесса подготовки.
The dissertation contains the research of the theoretical and methodical aspects of training the future primary school teachers for projecting out-of-class educational activities. The structure and functions of pedagogical projecting are determined. The essence and maintenance of the concept «projecting out-of-class educational activities» are given as well as the algorithm of actions and transactions within a specified activity are defined. The procedural model of training the primary school teachers for projecting out-of-class educational activities is developed and proved. Substantive basis of experimental model focused on forming the future primary school teachers’ readiness for projecting out-of-class educational activities are introduced into practice and proved. The pedagogical conditions of successful passing the process of training the future primary school teachers for projecting outof-class educational activities are characterized as well as the special set of means, methods and forms of training students of pedagogical departments are worked out and introduced into mass teaching practice.