Дисертація присвячена політологічному аналізу місця і ролі організацій громадянського суспільства (ОГС) в демократизації управління суспільством, що призводить до становлення системи державно-громадського управління (СДГУ). На основі морфогенетичної функції інтересів народу розкривається походження організаційних рівнів, форм, засобів, структури та механізму державної влади. Продуктом процесу демократизації є віртуальна наддержавна конструкція – СДГУ, що діє на основі інтегративних принципів організації і діяльності Центрів соціального партнерства з опорою на механізм соціального партнерства і органічно вмонтована у систему саморегуляції соціального організму країни, є її інваріантом за рахунок перерозподілу функцій між ОГС і державою.
Диссертация посвящена политологическому анализу места и роли организаций гражданского общества в демократизации управления обществом, ведущему к становлению системы государственно-гражданского управления (СГГУ). Обоснована целостная концепция генезиса, морфологические контуры и механизмы формирования и функционирования системы государственногражданского управления социальным развитием как закономерного продукта углубленной демократизации управления общественнополитической жизнью, которая на первых порах принятие политических решений и оперативное руководство ежедневными делами общества осуществляет по алгоритму функционирования государственной власти, а в дальнейшем вместе нарабатывают интегративный механизм социального партнерства для выработки внутренней и внешней политики и оперативного управления социальным развитием. Представлена эвристическая модель системы государственногражданского управления, состоящая из двух равноправных ингредиентов, а именно: со стороны государства: а) механизм государственного управления; б) аппарат государственного управления; в) орган государственного управления; г) институты государственного управления; д) принципы организации и деятельности аппарата государственного управления; со стороны гражданского общества: а) аналитические или неправительственные научно-исследовательские центры; б) центры социального партнерства в измерении территорий, отраслей хозяйства и иерархическим уровням структуры государственного управления; в) совещательные общественные советы, коллегии; г) институты или организации гражданского общества, д) конвенциальные с государственной властью принципы организации и деятельности организаций гражданского общества. Проанализированы основание и условия, необходимые и достаточные для налаживания организационного взаимодействия органов государственной власти и организаций гражданского общества как равноправных участников демократизации управления обществом при ведущей роли государства; определена критериальная база для оценки качества функционирования и развития системы государственногражданского управления на этапе современных глобализационных превращений. Ее эффективность предлагается оценивать по критериям устойчивого социального развития, а меру ее организационной зрелости считать критерием эффективности демократизации управления обществом. Обосновано понятие структуры организаций гражданского общества как субъектов производства государственной политики, под которыми предлагается понимать добровольные, самодостаточные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке по их собственной инициативе на основе общих потребностей и интересов, которые реализуют законные цели относительно своих неимущественных прав и гражданских свобод без цели получения прибыли и не пытаются выполнять (или выполняют) функции государственных органов, при этом зрелость и перспектива развития гражданского общества связана с созданием объединений организаций гражданского общества в вертикальной, а государства – в горизонтальной плоскостях.
Thesis deals with political analysis, place and role of OCS in democratization of governance that leads to the formation of SSPG. The origin of organizational levels, forms, means, structure and mechanism of state power is treated on the basis of morphogenetic function of people’s interests. The democratization process product is virtual superpower construction – SSPG, that acts on the basis of integrative principles of organization and activity of Centers of social participation based on mechanism of social participation and organically built into the system of self-regulation of state social organism and is state invariant due to redistribution of functions among OCS and state.