Дисертаційне дослідження присвячене проблемі формування мовленнєвої готовності до навчання в школі старших дошкільників зі зниженим зором. Мовленнєва готовність розглядається як важливий структурний компонент готовності дошкільників зі зниженим зором до навчання в школі, що потребує цілеспрямованого процесу його формування. Проведено експериментальне вивчення особливостей мовленнєвої готовності дітей зі зниженим зором до навчання в школі, визначено компоненти, критерії та показники мовленнєвої готовності до школи. Представлено систему покращення мовленнєвої підготовки до школи дітей старшого дошкільного віку зі зниженим зором, яка включає: врахування педагогічних принципів; застосування рекомендованого стилю педагогічного спілкування; забезпечення мотивації дітей; роботу психолого-педагогічного персоналу з дітьми; роботу педагогів з батьками; роботу батьків з дітьми; основні форми роботи по формуванню мовленнєвої готовності (комплекс програмних занять, ігри, екскурсії, театралізовані вистави).
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста со сниженным зрением. Речевая готовность рассматривается как важный структурный компонент готовности дошкольников со сниженным зрением к обучению в школе, что требует целенаправленного процесса его формирования. Проведено экспериментальное изучение особенностей речевой готовности детей со сниженным зрением к обучению в школе, определено критерии и показатели речевой готовности к школе. Основными критериями речевой готовности детей со сниженным зрением к обучению в школе были выделены: «слушание-понимание устной речи (фонематическое восприятие)», «говорение» и «коммуникация (общение со взрослыми и сверстниками)». По каждому критерию было выделены показатели, изучение которых дало возможность выделить высокий, достаточный, средний и низкий уровни речевой готовности. Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточность уровня сформированности речевой готовности у детей со сниженным зрением, что указало на необходимость проведения специальной работы с целью формирования речевой готовности к обучению в школе с детьми старшей дошкольной группы на протяжении учебного года. В формирующем эксперименте представлено систему формирования речевой подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста со сниженным зрением, которая основана на взаимосвязи между всеми составляющими комплексного подхода к формированию речевой готовности, в том числе между психолого-педагогическим персоналом дошкольного учреждения и родителями. Экспериментальная система, направленная на формирование речевой готовности дошкольников с нарушениями зрения к школьному обучению, основывалась на учете общедидактических и специфических принципов учебно-воспитательного процесса в специальных дошкольных учреждениях. Одним из элементов системы стало применение рекомендованного стиля педагогического общения психолого-педагогического персонала с детьми. В исследовании разработано схему рекомендованных и недопустимых стилей педагогического общения. Обеспечение мотивации детей со сниженным зрением к развитию речи происходило с помощью формирования позитивного отношения к речевой деятельности путем вызывания у них позитивных эмоций во время этого вида деятельности и путём формирования у детей понимания её смысла, значения для себя и для общества. Деятельность психолого-педагогического персонала с детьми строилась согласно разработанного журнала взаимосвязи всех участников учебновоспитательного процесса, а также опиралась на общедидактические и специфические принципы. В исследовании разработана методика работы педагогов с родителями , которая заключалась в объяснении родителям значения высокого уровня речевого развития их детей для обучения в школе, а также их консультировании по работе, которая должна происходить дома, для закрепления знаний и умений, полученных в детском саду. Работа родителей с детьми происходила по полученным инструкциям. Для создания условий по обеспечению формирования речевой готовности дошкольников со сниженным зрением в исследовании применялись различные формы работы: занятия по речевому развитию, обозначенные программой обучения и воспитания в дошкольном учреждении; игры; экскурсии; театрализованные представления. Занятия проводились тифлопедагогом, воспитателем и логопедом согласно программы, содержание занятий было дополнено и улучшено, определено коррекционные цели, направленные на развитие речи. Игры проводились с целью закрепления знаний и умений, полученных на занятиях. Применение такой формы организации обучения как экскурсии объяснялось необходимостью формирования умений детей со сниженным зрением налаживать коммуникативные связи вне специального дошкольного учреждения. В конце экспериментальной программы использовались театрализованные представления с целью повторения и закрепления выученного материала. Подготовка к таким мероприятиям укрепляла мотивацию детей к речевому развитию. Эффективность предложенной системы было подтверждено экспериментальным путем.
The given dissertation covers an issue of language preparedness development of visually impaired children of senior preschool age to schooling. Language preparedness is considered as an important structural component of visually impaired preschool children to schooling, which requires purposeful development process. Experimental study on special features of language preparedness of visually impaired children to schooling has been conducted; components, criteria and indicators of language preparedness to schooling have been determined. The system aiming to improve language preparation of visually impaired children of senior preschool age to schooling has been elaborated, which includes: implementation of pedagogical principles; usage of recommended style of pedagogical communication; motivating children; work of teachers and psychologists with children; work of teachers with parents; work of parents with children; main forms of work developing language preparedness (complex of program lessons, games, excursions, theatric performances etc.).