У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему розвитку поліфонічного слуху у молодших школярів на українському музичному матеріалі з використанням елементів національного орнаменту на уроках музики. У роботі розкрито сутність поліфонічного слуху, конкретизовано його визначення, виявлено його компонентну структуру. Розглянуто зміст, логіку, специфіку процесу розвитку поліфонічного слуху у дітей молодшого шкільного віку, визначено педагогічні умови. Розроблено критерії, показники та рівні сформованості (достатній, середній, початковий) поліфонічного слуху, поетапну методику розвитку поліфонічного слуху молодших школярів, що включає орієнтаційно-потребовий, пізнавально-корекційний, креативносамостійний етапи та експериментально перевірено її ефективність.
В диссертационном исследовании рассматривается проблема развития полифонического слуха у младших школьников на украинском музыкальном материале с использованием элементов национального орнамента на уроках музыки. Полифонический слух трактуется как сложная многокомпонентная структура, требующая комплексного подхода к его развитию. В исследовании конкретизировано определение полифонического слуха как способности расчлененно воспринимать, соотносить, воспроизводить фактурную горизонтальную (линеарную) многосложность музыки. Выявлены критерии, показатели развития полифонического слуха у младших школьников и на их основе определены уровни (достаточный, средний, начальный). В диссертации обоснованы педагогические условия развития полифонического слуха учащихся младших классов, а именно: выбор учебного репертуара на украинском национальном материале; использование пения без сопровождения, характерного для народних песен; включение в учебный процесс всех видов полифонии в такой последовательности: контрастная, имитационная, подголосочная; привлечение элементов украинского национального орнамента как средства визуализации полифонической фактуры; создание атмосферы творческой активности, непринужденности и поддержки творческих достижений учеников. Разработанная программа экспериментальной работы предусматривала три этапа: подготовительный этап, констатирующая диагностика, формирующий эксперимент. Подготовительный этап послужил основой для определения педагогических условий, критериального апарата исследования, методики экспериментальной работы. Констатирующий эксперимент был проведен в три етапа с использованием диагностических методов педагогического наблюдения, интервью, тестирования, анкетирования, устного и письменного опроса, творческих заданий, анализа и обработки результатов. В результате констатирующего эксперимента было установлено, что наибольшее количество детей соответствовало начальному и среднему уровням, что явилось основанием для разработки экспериментальной методики. В ходе формирующего эксперимента была апробирована поэтапная методика, предусматривающая возможность постепенного освоения всех видов полифонии, причем не только в форме активного музицирования, но и в форме их сознательного слухового восприятия. Главный акцент был поставлен на элементарных формах народного многоголосия – парафонии, гетерофонии, антифонии, бурдона, остинато, имитации, которые характерны для всех музыкальных культур. Выяснено, что действенным способом в творческом процессе освоения полифонических произведений является создание импровизаций, музыкально-воспитательное значение которых не ограничивается заданиями урока. Определены три основные группы методов развития полифонического слуха учеников младшего школьного возраста: методы теоретического анализа полифонических произведений, методы интеграции искусств, методы активизации творческой деятельности. К первой группе отнесены: слушание и исполнение полифонических призведений (слуховая дифференциация голосов); определение художественно-образного содержания (метод художественного сравнения, метод образных аналогий). Ко второй – методы пространственной визуализации мелодии (показ рукой направления движения мелодии и подголоска, импровизированное движение с элементами фольклорного танца), графического изображения мелодии («донотная запись», прием «цветового сочетания голосов»), перевод художественнообразного содержания музыкального произведения на язык другого вида искусства – декоративно-прикладного (создание орнаментов). Третью группу составляют методы активизации музыкального внимания и творческих проявлений детей (прием музицирования с озвученными жестами, прием короткой имитации на выдержанном звуке, разделение мелодической линии на два голоса), музыкальной импровизации (прием поиска окончания мелодий, самостоятельное создание подголосков). Результаты итоговых контрольных срезов позволили зафиксировать динамику роста показателей, что свидетельствует об эффективности предложенной методики. В экспериментальной группе достаточный уровень развития полифонического слуха увеличился на 17,9 %, начальный – уменьшился на 52,3 %. В контрольной группе показатели существенно не изменились. Эти данные свидетельствуют о достижении цели исследования, что дает основание для использования методики в школьной практике.
This dissertation handles the problem of the polyphonic ear development of the elementary school pupils on the basis of Ukrainian national musical folklore by using the elements of national ornament at the lessons of music. The essence of the polyphonic ear has been clarified, its definition has been specified, its component structure, has been revealed and the pedagogical conditions have been defined.The content, logic, specificity of the polyphonic ear development process of the elementary school pupils have been considered in this work. The criteria indicators and levels of the polyphonic ear development of the elementary school pupils (sufficient, medium, elementary) have been developed. The stage-by-stage technique of the polyphonic ear development of the elementary school pupils, which includes tentatively-required, educationally-corrected and creatively-independent stages, has also been elaborated. Its efficiency has been experimentally tested.