У дисертації в історичному ракурсі комплексно досліджено проблему формування та розвитку змісту шкільної фізичної освіти в Україні як цілісного соціально ймовірніснодетерміновоного процесу. Науково обґрунтовано й розроблено на основі синергетичного підходу об’єктивні критерії періодизації історії розвитку змісту шкільної фізичної освіти в Україні впродовж XVIII ст. – початку XXI ст. і виділено вісім періодів. Одночасно проводився науково-методичний аналіз підручників з фізики. Розроблена і обґрунтована періодизація його розвитку. Розроблений та обґрунтований метод системного багаторівневого прогнозування розвитку змісту шкільної фізичної освіти, який дозволив сформувати модель цього процесу та сформулювати загальні принципи її побудови.
Диссертация посвящена рассмотрению формирования и развития содержания школьного физического образования в Украине в историко-методологическом контексте. Глубина и достоверность историко-методологического анализа зависит от методов проникновения во внутренние механизмы развития школьного физического образования. Историческое познание, которое подчиняется общим закономерностям научного мышления, имеет свою специфику, связанную с диалектическим взаимодействием исторического и логического исследовательских приемов в познании объектов школьной практики, которые развиваются. В контексте сказанного на основе энтропийного определения количества информации, учета диалектического единства и одновременной противоположности пространственных и временных характеристик как самой научно-методической информации, так и психических процессов и механизмов ее усвоения впервые проектирование содержания школьного физического образования рассматриваем с точки зрения историкоинформационного подхода. В контексте инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с позиции компонентного, структурного, функционального аспектов, интеграционных качественных преобразований в системе обучения физике, школьное физическое образование представлено как целостная динамическая система, структурными компонентами, которой являются: образовательная доктрина → концепция физического образования → глобальная цель физического образования → стандарт физического образования → управление обучением. Сформулированы историко-методологические принципы формирования, отбора, структурирование и трансформирование содержания физического образования. Впервые в контексте синергетического подхода разработаны критерии периодизации отечественной истории школьного физического образования и на их основе выделено восемь периодов его формирования и развития: первый период (XVIII в. – 60-е годы ХІХ в.) – зарождение физики как учебного предмета, появление первых отечественных учебников физики, в которых отражено содержание обучения; второй период (60-е – конец 90-х гг. ХІХ в.) – становление физики как ученого предмета, появление первой программы по физике; третий период (конец ХІХ в. – 1917 г. ХХ в.) – радикальные изменения в физике и тенденции развития содержания школьного физического образования в контексте национального возрождения; четвертый период (1917 – 1920 гг. ХХ в.) – становление содержания школьного физического образования в период становления украинского государства и школы; пятый период (1920 г. – начало 30-х гг. ХХ в.) – поиск новых подходов к содержанию школьного физического образования в контексте возрождения украинской школы и дидактики физики; шестой период (30-е г. – 45-й год ХХ в.) – развитие содержания школьного физического образования на основе прогрессивной отечественной методической мысли; седьмой период (45-й – 80-е гг. ХХ в.) развитие содержания школьного физического образования в условиях научнотехнического прогресса на основе диалектической теории познания; восьмой период (конец 90-х г. ХХ в. – современность) – развитие содержания школьного физического образования на основе новых методологических позиций и инновационных процессов в дидактике физики. Впервые разработана система критериев, которая направлена на оптимизацию структуры и содержания современных программ и учебников физики: соответствия методологическим принципам; научности; акцентирование главной задачи обучения; экспериментальной обоснованности знаний; ясности и точности физических представлений и понятий; дифференциации и компактности информации; доступности и наглядности изложения; закрепление информации; развития умений; активизации мышления и проблемного изложения. Доказано, что эволюцию учебника физики необходимо рассматривать в контексте развития физики, накопления, формирования системы знаний, эволюции школьного физического образования. На основании выше сказанного разработана периодизация учебника физики. Теоретически обоснована и экспериментально проверена концепция создания модели современного учебника физики, которая основывается на принципе единства содержательного и процессуального аспектов учебного процесса. Такая концепция позволяет определить содержание и дидактическую структуру учебника согласно развивающему, проблемному, кредитно-модульному обучению в контексте полипарадигмального направления развития системы образования. Разработаны и введены в учебный процесс высших педагогических учебных заведений курсы “Физика как учебный предмет в общеобразовательной школе Украины”, “Информационно-коммуникационные технологии обучения физике в общеобразовательной школе”. Разработаны и обоснованы теоретические основы научного прогнозирования развития содержания школьного физического образования: методологический аспект, логическая структура, субъект, условия и научно-методические принципы, метод системного многоуровневого прогнозирования.
In the dissertation in historical context there have been studied the problem of the farming and development of school physical education’s content in Ukraine as integrated social and determining process. On the base of synergetical approach some objective criteria of periodization of history development of school physical education’s content in Ukraine in XVIII – XXI century have been developed and scientifically grounded. There have been defined eight periods. The scientific methodological analysis of study textbooks in physics is made in the research work. The periodization of it’s development has been worked out and grounded. The method of system multilevel prediction of the development of school physical education’s content has been worked out and grounded. With the help of this method we have formed the model of this process and also have formulated general principles of it’s building.