Дисертація присвячена філософсько-антропологічному аналізу світоглядних особливостей українського національного характеру в умовах культурної глобалізації. У роботі ґрунтовно подається характеристика понять „національний характер”, „українська ментальність”, „український менталітет”. Аналізуються основні теоретичні здобутки у вивченні української ментальності. Сформовано концепцію змісту національного характеру, що змінюється в різні періоди. Згідно з національним ідеалом людина пов’язує себе через спорідненість із пращурами і нащадками з подіями, що формували їхній характер. Відзначається, що уявлення про характер народу виступає колективною уявою даного народу, оскільки пов’язана з його безпосереднім буттям у межах певного етносу, поняття національного характеру є дотичним до поняття світогляду і відрізняється від ментальності. У дисертації досліджується національний характер як система рис, що виникає внаслідок усвідомлення людиною свого буття в межах певного етносу і своєї причетності до нього, відчуття зв’язку свого буття з історією певного народу.
В работе раскрывается сущность понятий “национальный характер”, “украинская ментальность”, “украинский менталитет” как философские категории, выявлены современные характеристики их основ. В диссертации значительное внимание уделяется историкофилософскому анализу возникновения и развития проблемы национального характера. Смещение акцента в сторону историко-философского исследования обосновано, поскольку оно призвано показать, что национальный характер не является случайно употребляемой в научном обиходе категорией, а имеет давнюю историко-философскую традицию. Осуществлённый в исследовании анализ национального характера даёт право утверждать, что он является совокупностью социальнопсихологических черт (национально-психологических установок, стереотипов), свойственных национальной общности на определённом этапе развития, которые проявляются в ценностных отношениях к окружающему миру, а также в культуре, традициях, обычаях, обрядах. Национальный характер представляет собой своеобразное, специфическое сочетание общечеловеческих черт в конкретных исторических и социальноэкономических условиях бытия национальной общности, поскольку история украинского народа, его героические победы и драматические поражения в прошлом, культура и материальная, и духовная, быт, традиции, обычаи, обряды, выработанная на протяжении веков система ценностей формировали содержание украинского национального характера. Результаты диссертационной работы подтверждают, что наивысшей формой проявления украинской национальной ментальности есть духовность как квинтэссенция сознательной творческой жизни – служение высоким идеалам истины, добра, красоты и мудрости. Установлено, что национальный характер (национальный тип ментальности) выявляется в присущих каждому народу особенностях его социокультурной “конфигурации”. Такие особенности есть результатом влияния исторических, социальных, географических и других факторов. Рассматриваются проявления мировоззренческого менталитета, связанные с философскими, религиозными, литературно-художественными и другими аспектами. Такое пояснение очень важно, поскольку мировоззренческая ментальность интегрирует в себе хаотический поток психологических образов и явлений, которые присущи не конкретным индивидам, а духовным общностям в процессе построения собственной “картины мира” мировоззрения. Ментальность же в этом плане выступает в контексте, дискурсе, в котором находит своё специфическое выявление уникальный способ видения человеком смысла окружающей реальности. Показано, что ментальность складывается из своеобразных мировоззренческих, моральных, психологических, чувственных, интеллектуальных фрагментов, которые подчёркивают историческую индивидуальность народа, этноса, нации. В историческом контексте ментальность выступает неповторимым социокультурным феноменом, который проявляется в системе духовных ценностей, в индивидуальном и коллективном поведении людей, способе жизни, вкусах, социальных и культурных традициях, верованиях, мифах. Ментальность как особенная характеристика личности и социума проявляется не только в актах сознания, но и в социально-психологической, духовной и культурной сферах, которые доступны артикуляции и концептуализации. Ментальность выступает частью подсознания и проявляется в виде социальных инстинктов, существенно влияет на мотивацию поведения и действия представителей этноса, обусловливает своеобразие личности и социума на внешние факторы, придаёт уникальность познавательной и самопознавательной деятельности.
The dissertation is devoted to philosophical and anthropological analysis of the world outlook peculiarities of the Ukrainian national character in the conditions of culture globalization. In this thesis the terms “national character”, “Ukrainian mentality” and “Ukrainian mentalitet” are thoroughly characterized. The basic theoretic grounds in studying Ukrainian mentality are analyzed. The conception of national character content that changes in different periods is created. According to the national ideal, a person connects himself through likeness with forefathers and events, which formed their character. Its notes, that imagination about the people character is a collective imagination of the definite nationality, because it has conclusion with the humanity being of the definite ethnos. The conception of national character crosses with the notion of world outlook and differs from mentality. The national character as a system of features that appear after person’s realization of his being in definite ethnos and his belonging to it is analyzed in dissertation. There is a connection between the person being and history of definite nation.