Дисертація присвячена теоретичному обґрунтуванню та експериментальному вивченню психологічних умов розвитку музичних здібностей у дітей старшого дошкільного віку. Запропоновано психологічну модель, виявлено умови, критерії, показники та рівні розвитку музичних здібностей у старших дошкільників. Доведено, що розвиток музичних здібностей здійснюється шляхом вдосконалення перцептивно-репродуктивних співвідношень компонентів музичного слуху (ладового, звуковисотного, ритмічного, гармонійного, динамічного, тембрового слуху) та емоційного відгуку на музику шляхом використання музично-інтелектуальних процесів (музичної пам’яті, музичного мислення, музичної уяви). Досліджено вплив співу та народної музики на розвиток музичних здібностей дитини шостого року життя. Виявлено психологічні умови розвитку музичних здібностей у дітей старшого дошкільного віку: активізація емоційного відгуку дитини на музику; актуалізація перцептивно-репродуктивної основи музичних здібностей; підвищення пізнавального інтересу до музичних занять; організація ефективної взаємодії дошкільників з дорослими у процесі музичної діяльності; розвиток музичного слуху шляхом використання народної музики; розвиток вокальних здібностей у процесі співочої діяльності.
Диссертация посвящена теоретическому обоснованию, экспериментальному изучению психологических условий и показателей развития музыкальных способностей старших дошкольников, а также поиску путей их развития в условиях дошкольного учебного учреждения. В работе проводится анализ научных подходов отечественных и зарубежных учёных к пониманию проблем музыкальных способностей личности. Предлагается авторский подход к представлению структуры и сущности музыкальных способностей старших дошкольников. В основе их музыкальных способностей лежит эмоциональная реакция ребёнка на музыку. Она также включает единство и взаимосвязь перцептивного и репродуктивного компонентов составных музыкального слуха (ладового, мелодического, ритмического, динамического, гармонического и тембрового слуха), которая обеспечивается музыкально-интелектуальными процессами (музыкальной памятью, музыкальным мышлением и музыкально-слуховыми представлениями). Старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный для развития музыкальных способностей, что обуславливается высокой эмоциональностью, пластичностью и восприимчивостью к музыке. Исходя из этого, выявлены и проанализированы психологические условия развития музыкальных способностей детей шестого года жизни: активизация эмоционального отзыва ребёнка на музыку; актуализация перцептивнорепродуктивной основы музыкальных способностей; повышение познавательного интереса к музыкальным занятиям; организация эффективного взаимодействия дошкольников со взрослыми в процессе музыкальной деятельности; формирование музыкального слуха детей посредством влияния народной музыки; развитие вокальных способностей в процессе певческой деятельности. В работе представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей развития музыкальных способностей в старшем дошкольном возрасте, на основе которых выделены критерии (эмоциональная реакция на музыку, ладовый, мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый слух) и определены уровни (высокий, средний, низкий) их развития. Разработана комплексная программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников, которая была апробирована в экспериментальной группе в условиях дошкольного учреждения. Программа включала в себя проведение серии занятий, направленных на комплексное развитие структурных компонентов музыкальных способностей. В контексте этого были использованы упражнения на развитие ладового слуха, формирование слухо-вокальной координации, слушание музыки, пение, танцевальные, ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, элементы дирижирования. Результаты экспериментального обучения проявились в повышении уровня развития ладового ощущения, мелодического, динамического, тембрового, ритмического, гармонического слуха; эмоциональной отзывчивости на музыку. Следует отметить, что связи между перцепцией и репродукцией музыкальных произведений стали существенно теснее, что стало возможным благодаря повышению уровня развития музыкальноинтелектуальных процессов (музыкальной памяти, музыкального мышления и музыкально-слуховых представлений). Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в воспитательном процессе с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста музыкальных способностей, при подготовке музыкальных руководителей и практических психологов.
The dissertation is devoted to theoretical grounding and experimental study of psychological circumstances of the development of musical capabilities in children of senior preschool age. A psychological model is offered, circumstances are investigated, criteria are exposed, indexes and levels of development of musical capabilities are explored at senior under-fives. It is proven, that development of musical capabilities is carried out by perfection of perceptive and reproductive intercommunications of components of musical hearing /ear (modal, melodious, rhythmic, harmonic, dynamic, timbre hearing) and emotional review of music by the use of musical-intellectual processes (musical memory, musical thought, musical imagination). Influence of singing and folk music on development of musical capabilities in children in the sixth year of life is explored. The psychological circumstances of the development of musical capabilities are exposed in the children of senior preschool age: activization of the child’s emotional reaction to music; actualization of perceptive and reproductive bases of musical capabilities; rise of cognitive interest in music during classes; organization of effective activity of adults and children of senior preschool age in the process of musical activity; development of musical hearing by means of folk music; development of vocal capabilities in the process of singing activity.