У дисертації досліджується проблема відбору і структурування етнологічного навчального змісту в курсі шкільної історії України, а також його реалізація в підручниках, посібниках, на уроках історії в 7–му класі. Теоретично обґрунтовано етнологічний підхід до відбору і структурування змісту курсу історії України; визначено, класифіковано і систематизовано структурні компоненти етнологічної складової змісту курсу історії України 7-го класу, обсяг і зміст етнологічних понять даного курсу а також термінів, що їх розкривають. За допомогою експерименту проаналізовано масштаби впливу розроблених методичних підходів на якість навчальних досягнень учнів з історії України у 7-му класі, підсумки якого дозволяють констатувати стабільний позитивний ефект від впровадження результатів дослідження.
Диссертация посвящена проблеме отбора этнологического содержания и его отображения в школьном курсе истории Украины 7 класса. В работе рассмотрены особенности этнологического подхода к построению школьной исторической дисциплины, специфика этнологических понятий в учебном познании. На основе структурно-функционального анализа образовательных программ по истории Украины, учебно-методической литературы и школьной практики преподавания отечественной истории определены возможности применения этнологического подхода в обучении истории, теоретически и методически обоснованы содержание, объем и структура этнологических учебных материалов школьного курса истории Украины 7 класса. Гипотеза исследования состояла в том, что эффективное усвоение этнологического содержания в обучении истории Украины 7–го класса возможно при условии: использования этнологического подхода как методологической основы отбора и структурирования содержания школьного исторического образования, применения методов и приёмов, адекватных этому содержанию. Для решения поставленных задач осуществлен анализ философской, исторической, этнологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, что дало возможность определить общедидактические и частнометодические подходы к подаче учебного исторического материала. В соответствии с учебно-воспитательными задачами образовательной отрасли “Обществоведение” и современной методологии научного познания определена сущность категории “этнологическое содержание”, его логическая структура, особенности формирования этнологических понятий и методические условия их усвоения учащимися 7–го класса на уроках истории Украины. В исследовании предложена модель построения учебного содержания курса истории Украины 7 класса на основе этнологического подхода. Сущность его состоит: в признании взаимообусловленности социальных и этнических процессов как одного из определяющих факторов развития сложных систем, какими являются цивилизации; тесной взаимосвязи этнической и социальной истории; внедрения украиноцентричности как основы конструирования содержания и структуры школьного образования; обеспечения этнологической направленности исторических реконструкций в учебном материале, в частности в школьных учебниках и пособиях. В исследовании определены методические условия эффективного формирования этнологических понятий: а) выделение понятия етнос как систематизирующей содержательной единицы; б) введение этнологических понятий дедуктивным путём с последующей их конкретизацией; в) организация активной познавательной деятельности учащихся посредством системы познавательных заданий. В работе изложен ход формирующего эксперимента и проанализированы его результаты. Разработаны и апробированы в естественном эксперименте методические рекомендации по формированию этнологических понятий как основы развития исторического мышления, предметной компетенции учащихся, их национального сознания. Материалы исследования могут быть использованы в процессе разработке Концепции исторического образования в системе 12-летнего образования с профильным обучением, усовершенствования учебных программ, подготовки пособий и учебников на основании дидактических принципов системности, генерализации и интеграции.
The dissertation is devoted to a problem of selection ethnological content and its realization in a school rate of a history of Ukraine 7 classes. In work the features ethnological of the approach to construction of school historical discipline, specificity ethnological of concepts of educational knowledge are considered. On the basis of the structurally functional analysis of the educational programs on a history of Ukraine, school–methodical literature and school practice of teaching of a domestic history the opportunities of application ethnological of the approach of teaching history are determined, theoretically and 7 classes are methodically proved the contents, volume and structure ethnological educational materials of a school rate of a history of Ukraine.