У дисертації вперше запропоновано теоретичні та методологічні засади формування предметної компетентності з фізики у студентів медичних коледжів при вивченні оптики в системі ступеневої підготовки медичних фахівців і показано, що предметна компетентність з фізики здійснює безпосередній вплив на становлення спеціальних (фахових) компетентностей. Вперше запропоновано методичні засади реалізації індивідуального підходу в навчанні фізики, які забезпечать формування предметної компетентності студентів медичних коледжів з фізики. Вперше запропоновано структуру та зміст навчально-методичного комплекту “Фізика в медичних коледжах” для студентів та викладачів медичних навчальних закладів як засобу підвищення рівня предметної компетентності з фізики з урахуванням складу і структури наукового знання, а також на основі принципів інтеграції предметів загального та професійного циклів підготовки та професійної спрямованості навчання. Удосконалено методичні підходи до формування предметної компетентності з фізики у студентів медичних навчальних закладів при вивченні оптики. Подальшого розвитку набули методичні засади реалізації принципу наступності у навчанні фізики в медичних коледжах. Описано методику організації та проведення експерименту. Результати педагогічного експерименту були експериментально перевірені за допомогою критеріїв Крамера-Уелча, Вілкоксона-Манна-Уітні, критерію однорідності χ2.
В диссертации впервые предложены теоретические и методологические основы формирования предметной компетентности по физике у студентов медицинских колледжей при изучении оптики в системе ступенчатой подготовки медицинских специалистов и показано, что предметная компетентность по физике осуществляет непосредственное влияние на становление специальных (профессиональных) компетентностей. Впервые предложены методические основы реализации индивидуального подхода в обучении физики, которые обеспечат формирование предметной компетентности студентов медицинских колледжей по физике. Предложены методические подходы дистанционного обучения физике будущих медицинских работников, в основу которой положена учебная сетевая среда, содержащая специально разработанные учебно-методические материалы. Усовершенствованы методические подходы к формированию предметной компетентности по физике у студентов медицинских учебных заведений при изучении оптики. Дальнейшее развитие получили методические основы реализации принципа преемственности в обучении физики в медицинских колледжах. Определено, что на формирование предметной компетентности по физике влияют медицинские знания и мотивация. Выделены следующие виды мотивационного воздействия, как прямой и косвенный, а также определены приемы стимулирования и формирования интереса к обучению, в частности, на основе сопоставления научных и жизненных толкований природных явлений; показа наглядных примеров, опытов; анализа жизненных ситуаций, ситуаций новизны и актуальности; ввода интересных аналогий; применение приемов удивления. Впервые предложена структура и содержание учебно-методического комплекта “Физика в медицинских колледжах” для студентов и преподавателей медицинских учебных заведений как средства повышения уровня предметной компетентности по физике с учетом состава и структуры научного знания, а также на основе принципов интеграции предметов общего и профессионального циклов подготовки и профессиональной направленности обучения. Разработанный учебно-методический комплект “Физика в медицинских колледжах” для студентов и преподавателей медицинских колледжей содержит следующие составляющие: учебнометодическое пособие “Практические и лабораторные работы по оптике” (разработаны методические подходы к проектированию и проведения практических занятий по физике и конструирования физических задач в соответствии с требованиями, предложено обновленное структурирования практических и лабораторных работ), учебно-методическое пособие “Методические особенности изучения оптики. Волновые свойства света” (обоснованы и разработаны методические подходы формирования системы фундаментальных физических явлений, понятий, представлены методические подходы по проведению опытов и экспериментов), учебнометодическое пособие “Методические особенности изучения оптики. Квантовые свойства света” (уделяется значительное внимание применению квантовых свойств света в медицине, предложенные методические подходы к проведению занятий по физике с ориентацией их на формирование знаний профессиональной направленности) учебно-методическое пособие “Сборник задач по оптике” (содержит качественные и количественные задачи разного уровня сложности, которые подобраны с целью проведения эффективной самостоятельной работы и ознакомления с дополнительным материалом); методические рекомендации “Формирование мотивации у студентов при изучении оптики” (предложены методические подходы к формированию мотивации при изучении физики у студентов медицинских колледжей; выделены законы, понятия,с целью применения их в медицине). Учебнометодические материалы включают разноуровневые задания для организации работы на всех этапах обучения физике, материалы для диагностики уровня усвоения знаний и умений студентов, примеры заданий и вопросов для организации самостоятельной деятельности студентов. Доказано, что преимуществами комплекта есть общая теоретикометодологическая основа, на которой разработан его составляющие, а также адаптация учебной информации с целями и задачами формирования предметной компетентности по физике при изучении оптики и профессиональной компетентности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и внедрении содержания учебнометодического обеспечения при изучении различных разделов физики в медицинских колледжах, разработке подходов к модернизации содержания обучения, обновлении методик обучения физике будущих медицинских работников и совершенствовании учебно-методического обеспечения образовательного процесса по физике в медицинских колледжах. Описана методика организации и проведения эксперимента. Экспериментально проверено педагогическую эффективность предложенных методических подходов формирования предметной компетентности по физике у студентов медицинских колледжей при изучении оптики и учебнометодического комплекта “Физика в медицинских колледжах”.
In the dissertation the theoretical and methodological principles of forming the subject competence of physics in students of medical colleges for the study of optics in the system of graduate training of medical specialists were proposed for the first time. It was shown that the subject competence in physics has a direct influence on the formation of special (professional) competencies. For the first time, the methodical principles of the implementation of an individual approach in the study of physics are proposed, which will provide an increase in the level of subject competence of students of medical colleges in physics. For the first time, the structure and content of the teaching-methodical package "Physics in medical colleges" for students and teachers of medical educational institutions were proposed as a means of raising the level of subject competence in physics, taking into account the composition and structure of scientific knowledge, as well as on the principles of integration of subjects of general and professional training cycles and professional training orientation. The methodical approaches to the formation of the subject competence in physics at medical students at the study of optics have been improved. Further development of the methodical principles of the implementation of the principle of continuity in the teaching of physics in medical colleges. The technique of organizing and conducting an experiment is described. The results of the pedagogical experiment were experimentally verified using the Cramer-Welch, Wilcoxon-Mann-Whitney criteria, and the χ2 homogeneity criterion.