Дисертацію присвячено проблемі формування творчих умінь підлітків засобами музичного театру ляльок, формам і методам розвитку художньо-творчої діяльності за умов позашкільної роботи. Доведено залежність ефективності формування творчих умінь підлітків від педагогічного керівництва і умов, якими передбачається активізація мотиваційних орієнтацій учнів; впровадження поетапного формування творчих умінь з поступовим ускладненням пропонованих завдань; організація занять у формі діалогу і педагогічної взаємодії на засадах співтворчості; опора, орієнтація на синтез художніх засобів видів мистецтва; запровадження системи інтеграції мистецтва. У дисертації конкретизовано сутність і структуру творчих умінь підлітків, визначено їхню компонентну структуру, визначено критерії та рівні сформованості. Конструктивно визначено і проведено експериментальну апробацію методики формування творчих умінь підлітків засобами музичного театру ляльок; розроблено і впроваджено у навчально-виховний процес методику формування творчих умінь підлітків засобами музичного театру ляльок, яка поєднує в собі організаційний, репродуктивно-творчий та самостійнотворчий етапи формування творчих умінь. Здійснено експериментальну апробацію створеної методики, яка супроводжується статистичними даними, засвідчує її ефективність.
Диссертация посвящена проблеме формирования творческих умений средствами музыкального театра кукол. Проведенный анализ состояния научного осмысления проблемы в психолого-педагогическом, философском и эстетическом аспектах убеждает в том, что исследование перспектив художественно-творческого воспитания школьников средствами театрального искусства актуально и требует дальнейшего изучения особенностей внутренних связей разных видов художественной деятельности и специфики влияния их на познавательные потребности подростков. В диссертации конкретизирована сущность творческих умений, их структура, критерии и уровни формирования. Определены компоненты становления творческих умений подростков средствами музыкального театра кукол: ценностно-ориентационный, познавательноинформационный, творчески-деятельный, эстетически-коммуникативный. Понятие “формирование творческих умений” рассматривается как целенаправленный и комплексный процесс развития способности личности создавать новое, опосредованый активизацией волевых усилий, сосредоточенных на цели деятельности, осуществлении намерений и замыслов. В ходе диагностирующего исследования разработаны критерии: ценносно-ориентационный, познавательно-информационный, творческидеятельный, эстетически-коммуникативный и уровни сформированности творческих умений – высокий, средний, низкий. Результаты диагностики показали существенные недостатки в художественно-творческом развитии подростков, обусловленные несовершенством учебных программ, отсутствием целенаправленной работы по формированию музыкально-театральных умений учеников, низким уровнем вокальных, танцевальных, сценических и коммуникативных навыков. Формирующий эксперимент включал три этапа формирования творческих умений подростков: организационный, репродуктивнотворческий, самостоятельно-творческий. В процессе формирования творческих умений использовался комплекс методов: проблемнопоисковый, эвристический, игровой, интерактивный, суггестивный, способствующие развитию познавательных интересов подростков, стимулирующие их самостоятельность и творческую активность на всех этапах музыкально-театральной подготовки. В исследовании теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации экспериментальной работы по формированию творческих умений подростков средствами музыкального театра кукол, а именно: целенаправленное педагогическое руководство музыкально-театральной деятельностью; комплексное применение средств художественной выразительности музыкального театра кукол; активизация творческой деятельности в учебновоспитательном процессе; стимулирование потребностей подростков к творческому самовыражению и усовершенствованию. В процессе эксперимента разработана методика формирования творческих умений подростков, предполагающая активное сценическое творчество, свободное оперирование знаниями в области таких видов художественной деятельности: художественная речь; пение; управление куклами; танцевальное движение; сценическая игра. Исследованием предполагается, что единство процесса формирования творческих умений подростков обеспечивает взаимодействие принципов: интегративности; систематичности; последовательности; осознанности; активности; доступности; индивидуализации обучения; самостоятельности выполнения творческих заданий; коммуникативности и творческого сотрудничества учителя и учеников. Результаты теоретического обоснования и экспериментальной проверки методики формирования творческих умений подростков средствами музыкального театра кукол подтверждают определение некоторых принципиально важных педагогических условий. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической подготовке студентов музыкально-педагогических факультетов, во внеклассной и внешкольной работе с детскими художественными коллективами.
The formation of creative skills of teenagers by the means of musical puppet theater as well as the forms and methods of creative activity development under the conditions of outdoor studies are scrutinized in the thesis. The effectivity of formation of teenagers' creative skills depends on pedagogical guidance and on the terms which activate the motives to study; implementation of phased formation of creative skills with further complication of tasks; organization of classes in the form of dialogue and pedagogical interaction on the basis of creativity; artistic means of all kinds of art; implementation of the system of art integration. The essence and the structure of creative skills of teenagers are determined, their components, criteria and formation levels are defined. Experimental aprobation of the suggested methodic was fulfiled, statistic data about its effectivity were provided.