Дисертаційне дослідження присвячене проблемі підготовки майбутніх фахівців з дизайну у вищому навчальному закладі. Розглянуто історико-педагогічні аспекти становлення і розвитку дизайнерської освіти в Україні і світі, здійснено структурно-змістову характеристику дизайнерської освіти. Визначено та розроблено організаційну структуру і дидактичні основи змісту підготовки майбутніх фахівців з дизайну у вищих навчальних закладах в аспекті різноманітних компонентів, розглянуто організаційні форми і методи навчання студентів. Розроблено методику педагогічної оцінки рівня професійної компетентності майбутніх фахівців з дизайну у вищих навчальних закладах, в основу якої покладено структурно-компонентний аналіз показників сформованості професійної компетентності студента, а критеріями оцінки обрані ознаки даної компетентності.
Диссертационное исследование посвящено проблеме подготовки будущих специалистов по дизайну в высшем учебном учреждении. Рассмотрены историко-педагогические аспекты становления и развития дизайнерского образования в Украине и мире, дана структурно-содержательная характеристика дизайнерского образования. Анализ теоретических положений становления и развития дизайнерского образования показал, что оно представляет собой многоаспектный объект исследований. Выявлено, что дизайн-образовательные системы развитых стран содержат много общего и в то же время имеют существенные отличия, что определяет их оригинальность и самобытность. Ведущими дизайнерскими образовательными системами сегодня считаются британская, немецкая, итальянская и американская. Анализ отечественного исторического опыта дал возможность: обосновать организационную структуру подготовки будущих дизайнеров, принципы отбора и структурирования содержания дизайнерского образования; сформировать стойкую позицию относительно профессиональных качеств будущего специалиста по дизайну; разработать инновационные формы и методы профессионального обучения будущих дизайнеров. Анализ практической деятельности учебных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по дизайну в Украине, позволил выявить типичные трудности в организации учебного процесса, а именно: несоответствие содержания дизайнерского образования требованиям современного дизайн-производства (преобладает теоретическая подготовка, узкая фундаментальная (изобразительная) составляющая содержания образования и т. д.); недостаточное качество учебно-методического обеспечения; слабое внимание к использованию инновационных технологий, форм и методов обучения будущих специалистов по дизайну. Определена структура и дидактические основы содержание подготовки будущих специалистов по дизайну в высших учебных учреждениях, рассмотрены организационные формы и методы обучения. В процессе организации и проведения эксперимента по определению эффективности предложенных подходов в подготовке будущих специалистов по дизайну в институте искусств как учебном заведении инновационного типа было установлено, что предложенные учебные планы по специализациям наиболее приближены к оптимальным. По итогам педагогического эксперимента установлена эффективность разработанного содержания образования, а именно усиление вариативной составляющей, использование инновационных форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов по дизайну, создание современного учебно-методического обеспечения, подбор высококвалифицированных педагогических кадров, привлечение ведущих специалистов и ученых по архитектуре, графике, рекламе, искусствоведению, художников, дизайнеров, развитие социального партнерства с дизайн-производством и предприятиями модельного бизнеса, модернизации материально-технической базы. Важным показателем эффективности содержания образования и его направленности на инновационную деятельность является создание новых специализаций с учетом современных потребностей дизайн-производства. Разработана методика педагогической оценки уровня профессиональной компетентности будущих специалистов по дизайну в высших учебных учреждениях, в основу которой положен структурно-компонентный анализ показателей сформированности профессиональной компетентности студентов, а критериями оценки выбраны признаки данной компетентности. Проведение всестороннего и комплексного анализа результатов исследования позволяет утверждать, что общая стратегия предложенной системы подготовки будущих специалистов по дизайну является инновационной, целесообразной и такой, которую можно внедрять в учебный процесс высших учебных учреждений дизайнерского профиля. Результаты педагогического эксперимента по оценке уровня профессиональной компетентности будущих специалистов по дизайну дают основания считать разработанное содержание образования инновационным, открытым и современным.
The dissertation research is dedicated to solving the problem of training design specialists-to-be in higher educational establishments. The historical and pedagogical aspects of design education forming and developing in Ukraine and in the world were considered; structural and content characteristics of design education were determined.
The structure and the didactic basis of the design specialists-to-be training content in higher educational establishments were defined from the aspect of various constituents, the forms and methods of design specialists-to-be training organization in higher educational establishments were examined and the training content was developed.
The pedagogical evaluation methods of professional competence level of design specialists-to-be in higher educational establishments were elaborated, based on the analysis of structure and constituents of students’ professional competence formation rate, the indications of the competence in question were chosen to be the criteria of evaluation.