Дисертація присвячена фаховій підготовці майбутніх вчителів трудового навчання в процесі технічного моделювання засобами проектно-технологічної діяльності. На основі теоретичного і дослідно-експериментального вивчення проблеми розроблено зміст та методику проектно-технологічної діяльності майбутнього вчителя трудового навчання на заняттях з технічного моделювання. Проаналізовані і систематизовані поняття «проект», «навчальний проект», «метод проектів», «проектна діяльність», «технічна творчість», «технічне моделювання». У дослідженні визначено критерії та показники, що дозволяють діагностувати рівень готовності студентів до означеної діяльності. У дисертації на основі системного підходу обґрунтовано модель процесу підготовки майбутніх учителів трудового навчання до організації проектноїтехнологічної діяльності школярів. Виконане дослідження спрямоване на формування когнітивного, операційно-діяльнісного, потребнісно-мотиваційного компонентів готовності майбутніх фахівців. Визначені основні організаційнопедагогічні умови підготовки студентів до організації проектно-технологічної діяльності з учнями.
Диссертация посвящена актуальной теме подготовки будущих учителей к организации проектно-технологической деятельности в процессе технического моделирования. На основе теоретического и опытно-экспериментального изучения проблемы разработано содержание деятельности учителя трудового обучения в процессе организации проектно-технологической деятельности учеников с использованием технического моделирования. Проанализированы и систематизированы понятия «проект», «учебный проект», «метод проектов», «проектно-технологическая деятельность», «техническое творчество», «техническое моделирование». В исследовании определены критерии и показатели, которые позволяют диагностировать уровень готовности студентов к вышеуказанной деятельности. В диссертации раскрыт системный подход к подготовке будущих учителей трудового обучения к организации проектно-технологической деятельности учеников на основе технического моделирования. Обоснована модель процесса подготовки будущих учителей трудового обучения к организации проектнотехнологической деятельности учеников в процессе технического моделирования. Выполненное исследование направлено на формирование когнитивного, операционно-деятельностного, потребностно-мотивационного компонентов готовности будущих специалистов. Определены основные организационнопедагогические условия подготовки студентов к организации проектнотехнологической деятельности с учениками. Готовность к организации проектно-технологической деятельности в процессе технического моделирования состоит из трех основных компонентов: мотивационного, содержательного и эмоционального, сквозь призму которых дается характеристика уровней развития проектных технологий: репродуктивного, репродуктивно-творческого, творческо-репродуктивного. Исследованы дидактические условия и организационно-педагогические пути их реализации в учебно-воспитательном процессе при подготовке учителя трудового обучения. Это заключается в развитии проектно-технологической деятельности самих студентов в процессе технического моделирования (специальная подготовка) и методической подготовки студентов к развитию проектно-технологических способностей учащихся (методическая подготовка). К дидактическим условиям автор относит: комплексную организацию процесса обучения в направлениях: а) учебно-познавательном, учебно-практическом, самостоятельной практической деятельности; б) взаимосвязь теории с практикой, содержанием, формами и методами, направленных на подготовку учителя трудового обучения к развитию проектно-технологической деятельности на основании технического моделирования. В специальную подготовку, кроме нормативных дисциплин, включены и специальные курсы „Основы технического творчества”, „Проектно-технологическая деятельность учащихся”, которые являются системообразующим элементом для взаимосвязанных с ними дисциплинами. Методическая подготовка студентов к работе по развитию проектнотехнологических способностей учащихся включала в себя специальный раздел методики трудового обучения „Формирование проектно-технологических способностей знаний и умений учащихся". Приведение содержания специальной подготовки учителя трудового обучения в соответствие с уровнем развития науки и техники, духовной и материальной культуры, углубление ее практической направленности, соединение родственных профессий и специальностей обеспечивает мобильность специалистов на рынке труда, в том числе и учителя. Сопоставление функций инженера-техника и учителя трудового обучения определило объем знаний и умений, необходимых учителю для работы по развитию проектно-технологических способностей учащихся. Уровни развития способностей будущих учителей определялись в процессе их учебной деятельности по результатам их реального труда на занятиях: в учебных мастерских, в процессе технического творчества, художественной обработки материалов и др. Определение уровня методической подготовки студентов к развитию проектно-технологической деятельности проверялось в процессе педагогических практик в школах. Комплекс взаимодополняющих методов, способствующих решению задач данного исследования, включал в себя изучение и обобщение опыта работы вузов по организации проектно-технологической подготовки студентов с использованием задач и заданий, применяемых в процессе разработки и осуществления технического моделирования, интервьюирование учителей трудового обучения, сравнительный педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялась длительная экспериментальная проверка более эффективных педагогических технологий развития проектно-технологических способностей учащихся.
The dissertation deals with the process of preparation of the future teachers for the organization of the project-technological activity in the process of technical design. The system of the teachers work by using of theoretical design is worked out on the basis of theoretical and experimental study of the problem. There were analysed and systematized the meaning of the words «project», «study project», «project method», «project activity», «technical creativity», «technical design». In the research are determined the criteria's and indexes which help to diagnose the level of readiness of the students for the professional activity In the dissertation is highlighted the system approach of the preparing of the future labour study teachers for organization of the project-technological activity of the pupils on the basis of technical design. It is proved the model of the preparation process of the future teachers of labour study process for the organization of the project-technological activity of the pupils in the design process. This research is directed to form the cognitive, operative-active, necessity-motive components of the future specialist readiness. There are determined the basic organizationally-pedagogical terms of the students preparation for the organization of the project-technological activity with the pupils.