Дисертаційна робота є дослідженням витоків та формування культурологічної проблематики 60 – 80-х рр. ХХ. ст. на радянському просторі на основі переосмислення марксистської методології та діяльністної концепції культури. Оскільки культурологія як самостійна галузь знання викристалізовувалась з філософії та філософії культури, ключовими постатями в її розробці постають філософи. Новизна дослідження полягає у порівнянні ключових ідей щодо
дослідження культури в межах діяльнісного підходу представниками
російської соціально-антропологічної та Київської світоглядно-антропологічної
шкіл філософії; розвитку ідей культури у цих школах в 1990 – 2000-х рр. на
основі напрацювань радянського періоду.
This dissertation is a study of the origins and formation of cultural issues for
1960 –1980 yers on the Soviet space based rethinking of Marxist methodology and
activity concept of culture. As an independent area of cultural knowledge singled out
of philosophy and the philosophy of culture key figures in its development challenges
philosophers. The novelty of the study is comparing the key ideas of the research culture
within activity approach by the various schools : Russian socio-anthropological and
Kyiv ideology-anthropological school of philosophy and ideas of culture 1990 – 2000 yers based on the developments of the Soviet period.
Диссертация является исследованием истоков и формирования культурологической проблематики 60 – 80-х годов ХХ века на советском пространстве на основе переосмысления марксистской методологии и деятельностной концепции культуры. Поскольку культурология как самостоятельная отрасль знания вышла из философии и философии культуры, ключевыми фигурами в ее разработке были философы.
Новизна исследования заключается в сравнении ключевых идей исследования культуры в пределах деятельностного подхода представителями разных школ - российской социально-антропологически и Киевской мировоззренчески-антропологической школ философии и развития идеи культуры в 1990 – 2000-х гг. на основе наработок советского периода. В течение 60 – 80-х гг. XX века ведущей в советской философскокультурологической мысли была деятельностная концепция культуры. После распада СССР философская проблематика человеческой деятельности, в том числе в сфере знания о культуре, подверглась забвению, поскольку в девяностые годы все, что было основано на марксистской методологии
подвергалось критике. В постсоветский период деятельностный подход к
определению культуры критиковался, учитывая его сходство с марксизмом,
было невозможно в рамках его методологии объяснить явления современной
культуры. Сегодня интерес к разработкам советской философской мысли
периода 60 – 90-х годов ХХ века растет не только в отечественной, но и в
зарубежной науке. Ее теоретические достижения, по мнению Михаила
Эпштейна, являются вкладом в развитие мировой философии, а потому
изучаются на философских факультетах ведущих университетов Запада.
Выделение деятельностного подхода в разработке проблем культуры дал
возможность, во-первых, осознать существенную разницу и сравнить наработки
российских и украинских теоретиков культуры периода 60 – 80-х годов ХХ
века, во-вторых, осознать специфичность круга проблем культурологии на
постсоветском пространстве по сравнению с методологической традицией
западной социальной антропологии.