У дисертації досліджено проблему корекції фонетико-фонематичного недорозвинення мовлення у дітей старшого дошкільного віку засобами
артпедагогіки. З’ясовано основні складові стану сформованості мовлення, його
критерії та показники; розроблено інтегровану програму корекції фонетикофонематичного недорозвинення мовлення у дітей старшого дошкільного віку засобами артпедагогіки. Зміст програми представлений комплексним
поєднанням традиційних логопедичних та артпедагогічних засобів з метою
формування компонентів мовленнєвої системи. Реалізація інтегрованої
програми корекції фонетико-фонематичного недорозвинення мовлення у дітей
старшого дошкільного віку з ФФНМ засобами артпедагогіки сприяє особистісному становленню, відкриває можливості для успішного шкільного навчання та соціальної інтеграції. Експериментальним шляхом доведено ефективність запропонованої програми.
Determined components, indexes and evaluation criteria of the formation of oral speech degree in senior preschool children who phonetic-phonematic underdevelopment of speech were taken into consideration while creating of didactical and methodological system for teaching components of speech in these children. Content of the methodology represents complex integration of traditional logopedic and artpedagogical means for the purpose of formation components of speech system, which effect speech activity of senior preschool children who phonetic-phonematic underdevelopment of speech.
The proposed programme of correction of phonetic-phonematic underdevelopment of speech in senior preschool children by means of education science of art opens opportunities for thear favours personal formation, for successful sсhool education and social integration. The effectiveness of the proposed programme is proved through experiment.
В диссертации исследовано проблему коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогики. В исследовании проанализированы научно-методические и социально-психологические аспекты проблемы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) у детей старшего дошкольного возраста. Конкретизировано содержание и структуру коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР. Анализ и обобщение научно-теоретического и практического опыта разработанности проблемы коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР дали возможность выявить влияние речевой компетентности на их дальнейшее школьное обучение и личностное становление. Установлены основные составляющие компоненты речевого развития, критерии и показатели его сформированности; разработана интегрированная программа коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогики. Успешность коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогики определялась содержательным аспектом речевой деятельности и необходимостью создания специальных условий для коррекционно-логопедического процесса (коррекционно-развивающего «артпедагогического пространства» посредством взаимодействия логопедребенок-семья). Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР подразумевала внедрение интегрированно-амплификационного подхода, который характеризовался артпедагогической направленностью логопедического процесса. Необходимым условием для достижения позитивных результатов коррекционного влияния было формирование позитивного отношения детей к выполняемой речевой
деятельности; активизация работы сенсорных анализаторов путем использования
средств аудио- и видеоинформации (звуковой, экранно-звуковой информации).
Содержание программы представлено посредством интегрированного коррекционного воздействия традиционных логопедических и артпедагогических средств с целью формирования компонентов речевой системы. Реализация программы обеспечивалась путём системного внедрения четырех взаимодействующих этапов: коррекционно-воспитательного, коррекционно-развивающего, коррекционно-обучающего, речево-креативного, которые обезпечивали целостность содержания коррекционно-логопедической работы. Каждый этап работы имел цель, задачи и был направлен на коррекцию
речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Предлагаемая интегрированная программа основана нащедидактических принципах обучения и воспитания, логодидактических принципах, специальных принципах артпедагогики (принципа обогащения сенсорного опыта; принципа взаимодействия между всеми учасниками
коррекционно-развивающего процесса логопед-ребенок-семья; принципа
амплификации (обогащения) содержания артпедагогической деятельности в
соответствии с особенностями познавательного развития; принцип взаимодествия продуктивной деятельности с другими видами детской активности и др.). Установлено, что использование средств артпедагогики способствует эффективному речевому развитию старших дошкольников с ФФНР, их личностному становлению; открывает возможности для успешного школьного обучения, социальной интеграции. Экспериментальным путем доказана эффективность предложенной программы