Роботу присвячено теоретико-експериментальному дослідженню проблеми формування готовності майбутніх учителів музики до мистецької інноваційної діяльності, де означений феномен трактується як такий тип діяльності, що виявляється у завчасному прогресивному проектуванні вчителем навчально-освітнього процесу засобами мистецтва, та полягає у цілепокладанні, визначенні мети, завдань, змісту та конкретних технологіях інноваційного навчання. Інноваційна діяльність є відбитком не лише особливостей оновлення традиційної системи освіти шляхом раціоналізації чи впровадження новаторського досвіду, а й презентує індивідуальний стиль роботи вчителя музики – новатора. Визначено компонентну структуру, критерії, показники та рівні сформованості готовності майбутніх учителів музики до мистецької інноваційної діяльності. Розроблено та експериментально перевірено поетапну методику формування готовості майбутнього вчителя музики до мистецької інноваційної діяльності, що проходила у перебігу таких взаємопов’язаних етапів: аналітико-спонукального, продуктивно-розвиткового, рефлексивнотворчого. Результати проведеного дослідження допомогли визначити основні методи й шляхи реалізації всього комплексу підготовки студентів до оволодіння інноваційними знаннями, уміннями та навичками.
В диссертационном исследовании рассмотрена проблема формирования готовности будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности. Исследуемый феномен трактуется нами как высокий уровень педагогического творчества, обусловленного экономическими и социокультурными изменениями в обществе, которые могут удовлетворить потребности прогрессивной педагогики в модернизации и рационализации процесса художественного воспитания школьников. Сущность инновационных образовательных процессов заключается в творческой деятельности учителей, что приводит к появлению новых, нестандартных идей и их реализации; реформам, которые происходят в содержании, формах и методах образования. Создание целостной системы формирования готовности будущих учителей музыки к художественной инновационной деятельности предполагало использования системного, личностно-творческого, интегративного, акмеологического, технолого-поискового подходов. В исследовании обозначено, что готовность будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности будет более перспективной, если её рассматривать как интегративный конечный результат одной из важнейших особенностей педагогического процесса – моделирования художественной инновационной подготовки студентов в музыкально-педагогических учебных заведениях Украины. На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования була разработана компонентная структура готовности будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности состоящая из взаимосвязанных компонентов, а именно: мотивационно-направляющий, ориентационно-познавательный, процессуально-исполнительский. Комплекс обозначенных компонентов расскрывает логику их взаимосвязи, что расскрывает сущность готовности будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности. Основной связующей комплекса данных компонентов выступает творческая деятельность студентов во всех её проявлениях. В диссертации разработаны и научно обоснованны критерии, показатели и уровни готовности будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности. Критериями готовности будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности обозначены: мера проявления направляющих мотивов к художественной инновационной деятельности; степень сформированности личностной потребности будущего учителя музыки в освоении художественно-инновационных методов и форм музыкального образования; мера способностей студента к творческой модификации художественных инноваций. Методика формирования готовности будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности осуществлялась в три этапа: аналитико-направляющий, продуктивно-развивающий, рефлексивнотворческий. Каждый из этапов эксперимента обеспечивал формирование определенного структурного компонента с помощью специально разработанных методов: стимуляции и мотивации обучения, моделирования проблемных ситуаций, кейс-методов, творческих заданий, интерактивных, рефлексивных, частично-поисковых, эвристических и др. Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной модели и поэтапной методики её реализации. Нами доказано, что разработка вариативной модели готовности будущего учителя музыки к художественной инновационной деятельности будущего учителя музыки и поэтапной методики её овладения в условиях ВНЗ помогает определить основные методы и пути реализации всего комплекса подготовки студентов к овладению инновационными знаниями, умениями и навыками.
Work is devoted a teoretiko-experimental research of a problem of formation of readiness of the future teacher of music to art innovative activity where the certain phenomenon is treated as such type of activity which is shown in preliminary progressive designing by the teacher of uchebno-educational process, and consists in definition of the purpose, tasks, maintenances and concrete technologies of innovative training. Innovative activity is reflexion not only features of updating of a traditional education system by rationalisation or introduction of innovative experience, or modernisation, but also presents individual style of work of the teacher of music the innovator. The componental structure, criteria, indicators and levels of formation of readiness of the future teacher of music to art innovative activity is developed. The technique of formation of readiness of the future teacher of music to art innovative activity which was carried out in three взаимообусловленных a stage is developed and checked experimentally up: analitiko-directing, is productive-developing, is reflective-creative.