Дисертацію присвячено цілісному аналізу освіти етноконфесійної меншини менонітів Південного регіону України (XIX 20-ті рр. XX ст.). У роботі розкрито соціально-педагогічні умови становлення освіти, обґрунтовано етапи її розвитку, показано динаміку розвитку освіти менонітів у досліджуваний період. Розкрито особливості функціонування компонентів освітньої системи (початкових шкіл, центральних, жіночих та педагогічних училищ), дано характеристику системі підготовки педагогічних кадрів. У дисертації подано результати критичного аналізу освітньої діяльності та педагогічних поглядів визначних представників менонітської спільноти Й. Корніса, К. Унру, Я. Бройля, Т. Вотча, Г. Хізе, Г. Франца I та Г. Франца ІІ, П. Брауна, Ф. Вібе, Д. Хаускнехта Й. Клауса та К. Унру, показано їх роль в освітньому поступі менонітських колоній, розвитку навчальних закладів та удосконаленні професійно-педагогічної підготовки. Доведено, що культурно-освітня діяльність менонітів була активною та ефективною, сприяла збагаченню полікультурного регіону Південної України.
Диссертация посвящена целостному анализу образовательной системы этноконфессионального меньшинства менонитов Южного региона Украины (XIX – 20-е гг. XX ст.). Выбор темы обусловлен социальным значением изучения своеобразия образования менонитов на Юге Украины как составляющей части национального педагогического наследия ХІХ – начала ХХ в., актуальностью определения тенденций поликультурного взаимообмена педагогическим опытом представителей национальных культур¸ которые формировались на территории Юга Украины, необходимостью аналитического изучения положительного опыта образовательный учреждений и педагогической мысли прошлого. В первом разделе диссертации раскрыты социально-педагогические условия становления образования менонитов, специфику мировоззренческих позиций данной этноконфессиональной группы, которая соединила в себе религиозные черты лютеранства, немецкие и голландские национальные традиции. Выявлены духовно-нравственные и прагматические причины, обусловившие высокие результаты образовательной системы менонитов. Изложены основные принципы образования менонитов (автономия школы и высокая степень самоорганизации менонитских общин в решении вопросов образования; стойкая взаимосвязь между школой, семьей и общиной; наполненность процесса обучения идеями преданности вере, культивирование духовных ценностей). Во втором разделе раскрыты особенности системы образования менонитов, осуществлен сравнительно-исторический анализ структурных компонентов государственной системы образования и системы образования менонитских колоний. Показано динамику становления и развития начальных и центральных школ как основных компонентов системы образования менонитов. Определены хронологические периоды истории образования менонитов и дана их детальная характеристика: конец XVIII – начало XIX вв. – начальный этап становления образования; 20-40-е гг. XIX в. – период обустройства и утверждения образовательной системы менонитов; вторая половина XIX – начало XX ст. – период расцвета образовательной системы, характеризуемый наиболее высокими теоретическими и практическими результатами; 20-е гг. XX в. – период упадка образовательной системы менонитов, протекавший в условиях социокультурного кризиса в обществе. В третьем разделе диссертации дано характеристику педагогических идей представителей менонитов Юга Украины Й. Корниса и К. Унру, Я. Бройля, Т. Вотча, Г. Хизе, Г. Франца и Г. Франца ІІ, П. Брауна, Ф. Вибе. Д. Хаускнехтом изложены результаты анализа работы Й.Корниса «88 правил воспитания школьников», Г. Франца «Конституция для союза школ Хортицы», учебников для начальной школы Г. Франца II, П. Брауна, В. Нифельда. Раскрыта роль просветителей в развитии педагогической теории и практики менонитов. Освещены основные тенденции профессиональной деятельности педагогов менонитских школ. Доказано, что культурно-просветительская деятельность менонитов была активной, успешной и способствовала образовательному обогащению поликультурного региона Юга Украины.
The Dissertation is sanctified to the integral analysis of education of ethnic confessional group of Mennonites in the South region of Ukraine (XIX 20th XX of century). The social and pedagogical terms of becoming of education of Mennonites are exposed, the stages and dynamics of development of education are reasonable during the investigated period. The features of functioning of components of the educational system (initial schools, central, woman and pedagogical schools). The system of training of pedagogical personalities in the colonies of Mennonites is described. The results of analysis of educational activity and pedagogical ideas of prominent Mennonites (J. Cornis, J. Claus and C. Unru) are given in dissertation. Accented on their role in the educational process of colonies of Mennonites, development of the system of educational establishments, perfection of professionally-pedagogical preparation. Proved, that educational activity of Mennonites was effective and assisted the cultural enriching poly ethnic region of South Ukraine.