У дисертаційному дослідженні обґрунтовано поняття готовності майбутніх учителів до використання хімічного експерименту в навчанні учнів, охарактеризовано її складові компоненти та рівні сформованості, розроблено й теоретично обґрунтовано методику формування готовності студентів до використання хімічного експерименту. Створено та впроваджено в навчальний процес спецпрактикум «Техніка і методика хімічного експерименту» як системотвірний чинник розробленої методики. З’ясовано його мету, завдання, провідні психологопедагогічні підходи реалізації, принципи відбору змісту. Експериментально перевірено ефективність розробленої методики формування готовності студентів до використання хімічного експерименту в навчанні учнів. Результати дисертаційного дослідження впроваджено в практику фахової підготовки майбутніх учителів хімії.
В диссертационном исследовании обосновано понятие готовности будущих учителей к использованию химического эксперимента в обучении учащихся общеобразовательных учебных заведений, охарактеризованы ее компоненты и уровни сформированности, разработана и теоретически обоснована методика формирования готовности студентов к использованию химического эксперимента. Анализ литературы показал, что проблема формирования готовности будущих учителей к использованию химического эксперимента в общеобразовательных учебных заведениях актуальна, но недостаточно разработана. Результаты проведенного констатирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что уровень подготовки студентов к указанному виду деятельности недостаточный. Опираясь на литературные источники, готовность студентов к использованию химического эксперимента в общеобразовательных учебных заведениях трактуем как интегрированную личностную характеристику будущих учителей, проявляющуюся в устойчивом желании систематически организовывать и проводить различные виды химического эксперимента в обучении учащихся, стремлении к постоянному совершенствованию экспериментальных умений, сформированности знаний о технике и методике школьного химического эксперимента, основательном овладении технологией организации и проведения различных видов химического эксперимента и умениями контролировать и оценивать ученический химический эксперимент. На основе общедидактических и методических закономерностей разработана методика формирования у студентов готовности к использованию химического эксперимента в общеобразовательных учебных заведениях, раскрывающая теорию и практику обучения будущих учителей организовывать и проводить химический эксперимент и контрольно-оценочные действия за его ходом и результатами. Цель подготовки заключается в обеспечении формирования мотивации студентов к использованию химического эксперимента в обучении учащихся, овладении ими специальными знаниями по технике и методике проведения опытов, совершенствовании соответствующих экспериментальных умений и навыков. Системообразующим фактором разработанной методики выступает спецпрактикум «Техника и методика химического эксперимента». Обосновано его цели, задачи, ведущие психолого-педагогические подходы реализации, дидактические принципы отбора содержания. Согласно разработанной методике, подготовка будущих учителей к использованию химического эксперимента в обучении учащихся базируется на овладении знаниями и умениями в курсе базовых дисциплин с последующим их обобщением и углублением на занятиях спецпрактикума, а также усовершенствовании в процессе педагогической практики. Экспериментально проверена эффективность разработанной методики формирования готовности студентов к использованию химического эксперимента в обучении учащихся с помощью статистических методов обработки результатов. Критерии однородности χ2 и Крамера-Уэлча превышают их критические значения, что позволяет сделать вывод о достоверности отличий характеристик исследуемой выборки в начале и по окончанию эксперимента. Результаты диссертационного исследования внедрены в практику профессиональной подготовки будущих учителей химии.
The dissertation is grounded on the concept of the readiness of future teachers for using of a chemical experiment in the teaching of students secondary schools and characterized its parts and levels of readiness. It has been developed and explained the method of formation of this readiness. Special practicum "Technology and Methods of Chemical Experiment" as a system factor of the developed technique was created and introduced into the studying process. Its objectives, tasks, leading psychological and pedagogical approaches of implementation, teaching principles of selection of a content were found out. The efficiency of the method of forming students' readiness for using chemical experiment in pupils' teaching was experimentally verified. The results of the dissertation research were introduced into the practice of vocational training of chemistry teachers.