У процесі дослідження виявлено, що метою особистісно орієнтованої загальної музичної освіти молодших школярів є формування основ їхньої музичної культури – інтегративного утворення, яке забезпечує дитині можливість усвідомленого спілкування з музичним мистецтвом і є необхідною складовою її різнобічного виховання та розвитку. Запропоновано структуру музичної культури молодшого школяра, що містить блоки музичної спрямованості, обізнаності, вихованості й музично-творчої розвиненості, які набувають змістовно-широких, особистісно орієнтованих властивостей. Обґрунтовано дидактико-методичну систему формування основ музичної культури молодших школярів, стрижнем якої є розроблення інноваційного змісту й методики музичної освіти, а специфічною структурною одиницею – підручник, де інтегруються особливості цільового, методологічного, змістового, процесуального, результативно-оцінювального й особистісних компонентів. У межах системи створено програму „Музика, 1-4 класи” та підручники з музики й музичного мистецтва для 1-8 класів загальноосвітніх закладів. Розкрито шляхи забезпечення наступності музичної освіти учнів початкової й основної школи та професійного вдосконалення вчителів музики.
В диссертации научно обоснована дидактико-методическая система формирования основ музыкальной культуры младшего школьника. Выявлено, что целью личностно ориентированного общего музыкального образования целесообразно считать формирование музыкальной культуры, что обеспечивает ребенку возможность осознанного общения с музыкой и является необходимой составляющей его разностороннего воспитания и развития. Предложенная структура музыкальной культуры школьника включает: музыкальную направленность (мотивационный, эмоциональный, аксиологический компоненты); музыкальную осведомленность (знания, умения и навыки); музыкальную воспитанность и музыкально-творческую развитость. В условиях гуманистического образования эти составляющие имеют целью достижение не только сугубо музыкальных, но и широких развивающих, воспитательных, культуротворческих функций. Исследование показало сензитивность младшего школьного возраста для формирования основ музыкальной культуры, условием и средством которого является музыкальная деятельность. Обоснована экспериментальная система формирования основ музыкальной культуры младших школьников, структура которой включает целевой, методологический, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный и личностный компоненты, а также учебник, где интегрируются все указанные составляющие. Целевой компонент предполагает: формирование основ музыкальной культуры младшего школьника, задачи комплексного формирования ее компонентов и „сверхзадачи” гармоничного развития и разностороннего воспитания ребенка. Методологический компонент представлен философским, общепедагогическим, дидактико-методическим и внедряющим уровнями методологии. Содержательный компонент является системообразующим фактором разработанной модели и реализуется в программе „Музыка, 1-4 классы”, созданных на ее основе учебниках и в учебном процессе. Структурными елементами содержания общего музыкального образования определены: мотивационно-ценностный, когнитивно-теоретический, деятельностнопрактический, развивающий и воспитательный. Процессуальный компонент реализуется в процессе обучения, структурными этапами которого являются: проектировочный, мотивационноцелевой, музыкально-деятельностный, контрольно-оценивающий и прогностический. Решение заданий каждого этапа осуществляется с применением системы общепедагогических и специальных методов обучения. Модель содержания и процесса музыкального образования представлена в учебниках, которые рассматриваются как интегрирующий фактор реализации культуротворческих задач уроков музыки. Для обеспечения преемственности формирования музыкальной культуры в начальной и основной школе подготовлены учебники „Музыка” для 1-4 и „Музыкальное искусство” для 5-8 классов, основанные на единстве целей, задач и педагогических подходов к организации обучения. Особенностями дидактико-методической системы являются: реализация цели и задач формирования и диагностики музыкальной культуры ребенка непосредственно в учебном процессе; гуманистическая и личностная ориентированность содержания, учебного процесса и оценивания деятельности детей; направленность всех компонентов обучения на гармоничное развитие и разностороннее воспитание школьника; приоритет игровых, развивающих, творческих, диалогических методов обучения; возможность свободной трактовки содержания и организации учебной деятельности; минимизация основного содержания с введением дополнительного материала для дифференциации обучения; подчиненность всех элементов урока (в т. ч. музыкальных произведений) его теме и т.д. Среди педагогических условий формирования музыкальной культуры школьников в экспериментальной системе определены: систематичность и комплексность формирования всех компонентов музыкальной культуры в непосредственной связи с видами учебной деятельности; усиление творческой составляющей музыкального образования; гуманистический подход к учету индивидуальных возможностей школьника с созданием ситуаций успеха для каждого ребенка; корректность и ненавязчивость реализации развивающих и воспитательных задач; взаимная связь музыкальных, общекультурных и общеразвивающих влияний на ученика и др. Эффективность предложенных подходов подтверждена результатами продолжительного педагогического эксперимента. Качественный и количественный анализ динамики сформированности основ музыкальной культуры детей, апробации и мониторинга учебников подтверждают целесообразность внедрения экспериментальной модели в систему общего музыкального образования школьников. Определены пути совершенствования профессиональной подготовки педагогов, для которых разработан спецкурс „Основы формирования музыкальной культуры школьников”.
The research reveals that personally-oriented musical school education should be aimed at forming the basis for musical culture of a pupil. Musical culture is viewed here as a complete personal virtue which lets a child profoundly comprehend the art of music and is a necessary part of all-round upbringing and evolution of personality. The research suggests a structure of the musical culture of primary schoolchildren that includes such notions as musical orientation, knowledge, good breeding, musical talent and creativity. That acquire substantional, personallyoriented qualities. The author substantiates a didactic and methodical system of shaping the basis for musical culture of primary schoolchildren, which is first of all concentrated on the elaboration of innovational content and methods of musical education. The author suggests a textbook as a specific structural unit to integrate the peculiarities of purpouse, methodological, substantial, procedure, marking/result evaluation and personal components of the educational model. The system envisages the syllabus “Music, years 1-4” and textbooks concerning music and art of music for schoolchildren of the years 1-8. The thesis also determines the means of ensuring succession of musical education at primary and secondary school as well as of professional perfection of teachers.