У дисертації теоретично обґрунтовано та експериментально встановлено основні аспекти формування соціальних компетенцій у дітей зі спектром аутистичних порушень. Для формування соціальних компетенцій науковометодологічно обґрунтовано та враховано такі стадії: 1) діагностика, 2) соціальна адаптація; 3) соціалізація; 4) формування соціальних компетенцій У діагностичному блоці були представлені основні вітчизняні та зарубіжні методи діагностики порушень у дітей як передумов формування соціальних компетенцій. Представлено модель формування соціальних компетенцій дітей, яка враховує взаємозв'язок когнітивного, діяльнісного, морально-ціннісного та особистісного компонентів соціальної компетентності. В дослідженні встановлено залежність рівня сформованості соціальних компетенцій від ступеня аутизму та інтелектуального віку дитини. Показано, що на ранній стадії функціональності дитини формування соціальних компетенцій необхідно будувати на розвитку когнітивного і діяльнісного компонентів, які дозволяють розвинути та закріпити образ «Я» і самоідентифікацію дитини. Запропонована система адаптації навчального середовища (педагоги, психологи, батьки, персональні асистенти, волонтери) для підвищення ефективності формування соціальних компетенцій у дітей.
Диссертация посвящена проблеме формирования социальных компетенций у детей со спектром аутистических нарушений. Обосновано и экспериментально установлено основные аспекты формирования социальных компетенций у детей со спектром аутистических нарушений. Для формирования социальных компетенций научнометодологически обосновано и учтено следующие стадии: 1) диагностика, 2) социальная адаптация; 3) социализация; 4) формирование социальных компетенций. В диагностическом блоке были представлены основные отечественные и зарубежные методики диагностики нарушений у детей как предпосылок формирования социальных компетенций. На этапе социальной адаптации аутичных детей необходимо работать с коммуникацией, эмоциональными реакциями и предупреждением агрессивного поведения в отношении детей и воспитателей. Коррекционные программы на этом этапе должны быть направлены на интеграцию сенсорных ощущений ребенка, что способствует его дальнейшей успешной социализации и формированию социальных компетенций. Представлена система формирования социальных компетенций детей, которая учитывает взаимосвязь когнитивного, деятельностного, моральноценностного и личностного компонентов социальной компетентности. В исследовании установлено зависимость уровня сформирования социальных компетенций от степени аутизма и интеллектуального возраста ребенка. Показано, что на ранней стадии функциональности ребенка формирование социальной компетентности необходимо строить на развитии когнитивного и деятельностного компонентов, которые позволяют развить и закрепить образ «Я» и самоидентификацию ребенка. Формирование социальных компетенций детей с легкой-умеренной степенью аутизма предполагает эффективное развитие общекультурной, ценностно-смысловой, познавательной, коммуникативной и личностной компетенций, способствует развитию самостоятельности, умение делать выбор, ответственности, самопознания, самоизменения детей со спектром аутистических нарушений Предложена система адаптации учебной среды (педагоги, психологи, родители, персональные ассистенты, волонтеры), позволяющая повысить эффективность формирования социальных компетенций у детей. В частности показано, что для эффективного формирования социальных компетенций детей необходимо соблюдение следующих организационных и психологопедагогических условий: формирование групп и классов аутичных детей за разновозрастным принципом, что обеспечивает эффективное развитие общекультурной, ценностно-смысловой, познавательной, коммуникативной и личностной компетенций; создание и поддержка социокультурной предметнопространственной развивающей среды, которая способствует развитию самостоятельности и самопознания детей со спектром аутистических нарушений; профессиональная компетентность специалистов в области формирования социальных компетенций аутичных детей; привлечение персональных ассистентов и волонтеров.
The thesis contains theoretical summary and scientific solution of a set of issues on main aspects of social competence formation in children with autistic spectrum disorder. By use of methodological background the following stages of social competence formation were established: 1) diagnostics; 2) social adaptation; 3) socialization; and 4) proper formation of social competences. In diagnostics block the main domestic and foreign methods for detection of children violations as preconditions of social competence formation were presented. The model of the formation of the social competence of children, which takes into account the relationship of cognitive, behavioral, moral, and personal components of the value of social competence. The dependence of social competence on autism level as well as intellectual age of child was established. It is shown that in the early stages of the child functionality formation of social competence must be based on the development of the cognitive and behavioral components that enable us to develop and consolidate the image of "I" and the identity of the child. The complex system of adaptation of educational environment (teachers, psychologists, parents, personal assistants, volounters) for improvement of efficacy of social competence formation has been proposed and developed.