У дисертації представлено методику узагальнення і систематизації знань учнів 10-х класів хіміко-біологічного профілю з органічної хімії, яка являє собою методичну систему. Мета, зміст, засоби, організаційні форми навчання та форми контролю і діагностики є складовими запропонованої методичної системи. Теоретично обґрунтована доцільність використання: 1) відібраних фактів, понять, законів, закономірностей, теоретичних положень, правил, алгоритмів дій, висновків як елементів змісту; 2) адаптованої для курсу хімії загальної методики формування інтелектуальних умінь як способу; 3) алгоритмізованого, проблемного, пошукового, дослідницького методів; 4) таблиць, алгоритмів, планів, тренувальних завдань, хімічного експерименту як засобів; 5) парного узагальнюючого уроку: лекція– семінар, семінару, практичної роботи як організаційних форм навчання; 6) контрольних робіт, контрольних зрізів, усного опитування, анкетування як форм контролю та діагностики.
В диссертации представлена экспериментальная методика обобщения и систематизации знаний учащихся 10-х классов химико-биологического профиля при изучении курса органической химии. Разработанная методика является методической системой, состоящей из следующих взаимосвязанных элементов: цели, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, форм контроля и диагностики. Данная система характеризуется типичными для педагогических систем признаками, такими, как открытость, динамичность, целенаправленность, многофункциональность и др. Экспериментальная методика предполагает использование системного, деятельностного, проблемного, личностно-ориентированного подходов к формированию умений обобщать и систематизировать знания по органической химии. Так, на основании системного подхода установлены иерархическая структура и взаимозависимость всех элементов, составляющих методическую систему. Использование деятельностного подхода помогает десятиклассникам в процессе обобщения и систематизации знаний самостоятельно определять цель, мотивы, действия, результаты своей деятельности и оценивать их. Проблемный подход способствует формированию и развитию у школьников умений решать проблемные ситуации обобщающего характера. Личностно–ориентированный подход, применяемый на разных этапах обобщения и систематизации знаний, позволяет использовать принципы индивидуализации и дифференциации. В работе теоретически обосновывается выбор элементов содержания как составляющей системы – фактов, законов, закономерностей, правил, алгоритмических предписаний. Алгоритмизированный, проблемный, поисковый, исследовательский методы являются основными при формировании и развитии у учащихся умений обобщать и систематизировать знания по органической химии. К средствам обучения в разработанной методической системе относятся: алгоритмы составления формул веществ по названию, формул изомеров и гомологов; планы характеристики веществ и гомологических рядов; обобщающие схемы и таблицы; химический эксперимент; тренировочные задания. Использование метода поисковой беседы; составление обобщающих схем, воспроизводящих структуру знаний об органических веществах; выполнение заданий, практической направленности; представление учебного материала в виде логических блоков, раскрывающих взаимосвязь между составом, строением, свойствами и применением веществ; проведение практических работ обобщающего характера составляют особенности уроков обобщения и систематизации знаний. Для контроля и диагностики сформированности у десятиклассников умений обобщать и систематизировать знания о составе, строении, свойствах, применении органических веществ используются контрольные срезы знаний, анкетирование, устный опрос. Сформированность умений обобщать и систематизировать знания определяется по уровням конкретности, системности, межсистемности. Доказано, что наибольшая эффективность применения заданий как средств формирования и развития умений учащихся обобщать и систематизировать знания достигается при условии их дифференциации как по характеру ведущего приема умственной деятельности (“конкретизация → обобщение”, “обобщение → конкретизация”, “систематизация”, “классификация ↔ конкретизация”), так и по уровню сформированности указанных выше интеллектуальных умений (уровни конкретности, системности, межсистемности). По результатам проведенного исследования сделан вывод о положительном влиянии экспериментальной методики обобщения и систематизации знаний по органической химии учащихся 10–х классов химико–биологического профиля на формирование умений обобщать, систематизировать и на результативность их учебных достижений. Основные результаты исследования внедряются в классах химико-биологического профиля средних общеобразовательных школ. Методические рекомендации, разработанные по материалам исследования, используются учителями для проведения уроков обобщения и систематизации знаний при изучении органической химии, а также для курсовой переподготовки учителей и на занятиях по методике обучения химии в педагогических университетах.
The dissertation presents methods of generalization and systematization in the 10th form, specialized on chemistry and biology in the course of organic chemistry, which are considered to be a methodic system. The aim, content, methods, activities and means of teaching, organization forms of teaching and control with the diagnosis are the components suggested by the didactic system. The dissertation theoretically substantiates the usage: 1) of selected facts, notions, laws, conformities, theoretical propositions, rules and conclusions, as elements of the content; 2) as a way of teaching – modernized for the course of organic chemistry general methodology of the moulding intellectual skills and habits; 3) as a method – problematic, research methods of teaching; 4)as means of teaching – charts, schemes, plans, training exercises, chemical experiment; 5) as organized method of teaching – lectures, seminars, practical works; 6) as a form of control and diagnosis – control tests, oral guize and surveys.