У дисертації досліджується історична проза О.Соколовського у зв’язку з естетично-філософськими реаліями його доби. Осмислено генезу, ідейно-естетичну парадигматику художнього доробку белетриста, тематичну спрямованість його прози, специфіку індивідуального стилю письменника. На основі аналізу всіх творів прозаїка у роботі з’ясовано закономірності еволюції проблематики й поетики його історичних романів і повісті, визначено художні здобутки і втрати митця, сформовано літературознавчу оцінку творчості О.Соколовського, встановлено її місце і роль у вітчизняному літературному процесі.
В диссертации исследуется историческая проза А.Соколовского в связи с эстетико-философскими реалиями его эпохи. Диссертантка осмысливает генезис, идейно-эстетическую парадигматику художественного наследия беллетриста, тематическую направленность его прозы, специфику индивидуального стиля писателя. А.Соколовский творил в период, для которого был характерным, с одной стороны, сильный всплеск национально-культурного возрождения и консолидации, а с другой – трагический переход к тоталитарной эпохе соцреализма. Писатель работал в условиях широкомасштабного наступления красного шовинизма, ограничений, установленных господствующими политико-идеологическими стандартами. Судьба, к сожалению, не дала ему времени не только для художественного самосовершенствования или полного выявления творческого потенциала, но и для самой жизни. Прозаик пережил преследования, аресты, был репрессирован и уничтожен физически. За короткую земную жизнь А.Соколовский не имел признания и как писатель. Дебютировал А.Соколовский в поэтическом жанре (поэма ”Ікар”, “Поема одного життя”, “Казка про собачку”, ряд стихотворений), однако здесь достижения его незначительны. Сказывается шаблонность и политизорованная дидактика. Но Соколовский-поэт искренне шел навстречу контрастам окружающей жизни, искал собственный путь. От во многом прямолинейных оценок “революционной перестройки” мира он переходит к осознанию глубокого драматизма своего времени (“Поема одного життя”), а поэтому провозглашает гуманистические идеалы. Поэму “Ікар” можно воспринимать как попытку писателя следовать в русле новейших художественных тенденций (неоклассицизм). Произведения А.Соколовского о народничестве составляют исторический эпический цикл (романы “перші хоробрі”, “Нова зброя”, “Роковані на смерть”, повесть “Бунтарі”), дополненный элементами беллетристической хроники и историко-документальной литературы. “Богун” образец классического романа, построенного на переплетении неравнозначных по масштабу сюжетных линий – от узколичностных до исторических. Сюжетно-композиционным центром большинства произведений является столкновение противоположных взглядов, мыслей персонажей, их мировоззрения. Проза беллетриста характеризуется гармоничным соотношением правды исторической и правды художественной в изображении различных исторических эпох, героев, в трактовке исторических конфликтов. Осмыслив характер исторических перипетий, писатель создал свою художественную концепцию прошлого, опираясь на соответствующие приемы типизации и индивидуализации, обусловленные характером изображаемых жизненных реалий. Произведения А.Соколовского являются образцами художественно-исторической и художественно-документальной прозы, ориентированной на архивные источники, историческую и характерологическую истину. Использование архивных материалов, писем, свидетельств очевидцев, сообщений прессы – не только формальный признак романов и повести “народнического” цикла, а и одно из условий внедрения писательского намерения – представить героические образы “бунтарей”. Произведения о народничестве предельно достоверны в описании событий, поведения героев, в отображении их мыслей, чувств, внутреннего мира. Действие здесь, как правило, происходит на небольшом временно-пространственном участке, а герои действуют в остро драматических ситуациях. Иногда следование “правде факта” ограничивает писателя в выборе выразительных средств художественного обобщения, толкает на путь ограничения творчества рамками личного опыта без глубокого его осмысления. В романе “Богун” средства художественно-исторического осмысления жизненного материала иногда сочетаются с признаками, характерными для историко-художественной прозы. Ведущими в прозе А.Соколовского являются героико-романтические интонации. Стремление к романтическому мироощущению прослеживается в утверждении идеи напряженных поисков человеком жизненных истин, в намерении разнопланового отражения натур романтичных, в раскрытии психологии индивидуализированного героя, а не массы. Кроме того, писатель утверждает самоценность личности, которая освободилась не только от власти себе подобного, но и от обязательств перед деспотичной по сути монархией. Прозаик интенсивно искал героя, способного на муки и смерть во имя высшей идеи. А.Соколовский – писатель-традиционалист, который освоил художественный опыт как литераторов-предшественников, так и творцов фольклора. Историософизм мышления прозаика опирается на уснопоэтические формы и традиции Т.Шевченко, М.Костомарова, П.Кулиша, М.Старицкого, И.Нечуя-Левицкого. Историческая проза А.Соколовского стала ярким примером того, как литература, обращаясь к прошлому, вносит в него актуальное содержание, акцентируя поучительность исторического опыта. Его творчество не может оставаться без внимания, поскольку прозаик и поэт вписал искреннюю, неподдельную страницу в литературу начала прошлого века.
The thesis is devoted to A. Sokolovsky’s historical prose in connection with aethetic-philosophical realities of his epoch. The author studies genesis, ideological and aethetic paradigms of the writer’s artistic heritage, semantic orientation of his psose and specific character of his individual style. On the basis of analysis of the prosaist’s works evolution problems and theory of poetry appropriateness of his historical novels and stories are examined, his artistic achievements and errors are revealed, literary criticism of A. Sokolovsky’s works is formulated, his place and role in the country’s literary process is established.