Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Формування функціональних знань старшокласників з органічної хімії в загальноосвітніх навчальних закладах

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Хоменко, Павло Віталійович
dc.date.accessioned 2022-01-25T14:38:11Z
dc.date.available 2022-01-25T14:38:11Z
dc.date.issued 2007
dc.identifier.citation Хоменко, Павло Віталійович. Формування функціональних знань старшокласників з органічної хімії в загальноосвітніх навчальних закладах : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 – теорія та методика навчання (хімія) / Хоменко Павло Віталійович ; [наук. керівник Величко Людмила Петрівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2007. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36344
dc.description.abstract У дисертації розкрито дидактичні та методичні аспекти формування функціональних знань учнів на основі діяльнісного підходу. Функціональні знання визначені як чітка, об’єктивна, систематизована наукова інформація, засвоєна до рівня осмислення її зовнішніх та внутрішніх зв’язків та яку особистість здатна творчо реалізувати в змінних умовах її існування, як складова ключових компетентностей особистості. Згідно з концепцією дослідження методологічною, теоретичною і практичною основою формування функціональності знань є загальна теорія діяльності, розроблена в філософії, соціології, психології. Формування функціональності знань не може відбуватися поза діяльністю учня. Саме в процесі діяльності формується, реалізується та перевіряється функціональність знань. Якість знань визначається змістом і характеристиками тієї пізнавальної діяльності, до складу якої вони входять. У роботі розкрито методи, засоби, принципи, визначено умови і рівні формування функціональності знань учнів на матеріалі органічної хімії. З метою реалізації діяльнісного підходу розроблено та впроваджено в практику школи методичні рекомендації до вивчення теми „Природні джерела вуглеводнів”, педагогічний програмний засіб, методичну розробку тренінгового заняття з теми „Енергетика завтрашнього дня” та упорядковано „Збірник вправ та задач з органічної хімії”, зміст яких спрямовано на підвищення загальної функціональності знань учнів. ua
dc.description.abstract В диссертации раскрыты дидактические и методические аспекты формирования функциональных знаний учащихся на основе деятельностного подхода в обучении. Обновление содержания образования и его методических ориентиров тесно связаны с новыми качественными характеристиками химических знаний учащихся. Вместе с традиционными характеристиками (системность, научность), развивается и относительно новое понятие — функциональность знаний. Функциональные знания определены как четкая, объективная, систематизированная научная информация, усвоенная до уровня осмысления ее внешних и внутренних связей, которую личность способна творчески реализовать в изменяющихся условиях ее существования, как составная часть ключевых компетентностей личности. Согласно концепции исследования, методологической, теоретической и практической основой формирования функциональных знаний школьников является общая теория деятельности, разработанная в философии, социологии, психологии. Формирование функциональности знаний не может происходить вне деятельности учащихся. Именно в процессе деятельности формируется, реализуется и проверяется функциональность знаний. Качество знаний определяется содержанием и характеристиками той познавательной деятельности, в состав которой они входят. В работе раскрыты методы, средства, принципы, определены условия и уровни формирования функциональности знаний. Экспериментальная методика разрабатывалась в четырёх основных направлениях: 1) использование методических рекомендаций к изучению темы "Природные источники углеводородов", в основе которых лежат самостоятельные исследовательские задачи, работа с научной литературой и периодическими изданиями, межпредметные и транспредметные связи, использование предшествующего жизненного опыта учащихся; 2) внедрение педагогического программного средства, которое представляет собой компьютерную программу, направленную на повышение интереса к изучению химии и развитие навыков использования компьютерной техники, содержит звуковые, видео материалы, предполагает работу с диаграммами, таблицами, географическими картами и даёт возможность достичь высокой эффективности обучения. Программа предусматривает также коррекцию ответов и автоматическую оценку результатов; 3) использование системы упражнений и задач по органической химии, максимально приближенных к реальным практическим ситуациям, направленных на усиление внутренней мотивации к обучению и учитывающих межпредметные связи. 4) обобщение знаний об органических веществах в аспекте функциональности, которое является своего рода итоговым этапом формирования функциональности химических знаний по органической химии. Эти методические разработки способствуют повышению общей функциональности знаний учащихся. Исследованием определено, что функциональность знаний осуществляется на частично поисковом и творческом уровне с учетом системы надпредметных связей и личностного опыта. Формирование функциональности знаний требует от учителя организации и коррекции процесса внедрения личностного опыта как структурного компонента общественного опыта, придания субъективному личностному опыту научного основания и его использования в процессе формирования функциональных знаний. Формирование функциональных знаний должно учитывать не только наличие в учащихся внешних и внутренних мотивов, но и создавать среду для эволюции этих мотивов. ua
dc.description.abstract In the thesis didactic and methodic aspects of forming of the pupil knowledge functionality on the basis of the active approach are presented. I The functional knowledge is defined as concrete, objective, organic scientific information learnt until the level of its external and internal bonds and able to the creative realization by the personality under variable conditions of his existence as a component of the key competences' forming. According to the investigation conception, the methodological, theoretic and real-practical basis of the pupils' activity is the general activity theory developed by philosophy, sociology, psychology. Forming of the knowledge functionality cannot occur out of the pupil activity. The knowledge functionality is being formed, realized and checked exactly in the activity. The quality of knowledge is defined by content and characteristics of that cognitive activity which component it is. The work describes methods, means and principles of knowledge functionality forming. Levels of the functionality of pupils' knowledge are defined With the purpose of the active approach realization methodic recommendations for the subject "Natural Sources of Carbohydrates", programmed pedagogical tool, methodical work for a training lesson in "Energetic of the Day of Tomorrow" are developed and introduced into the school practice, "Collection of Exercises and Sums in Organic Chemistry" arranged to raise the general functionality of pupils' knowledge and to lighten the teachers' work on its forming. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject знання ua
dc.subject функціональні знання ua
dc.subject функціональне освітнє середовище ua
dc.subject ключові компетентності ua
dc.subject навчальна діяльність ua
dc.subject діяльнісний підхід ua
dc.subject критерії функціональності хімічних знань ua
dc.subject рівні функціональності хімічних знань ua
dc.subject знание ua
dc.subject функциональные знания ua
dc.subject функциональная образовательная среда ua
dc.subject ключевые компетентности ua
dc.subject учебная деятельность ua
dc.subject деятельностный подход ua
dc.subject критерии функциональности химических знаний ua
dc.subject уровни функциональности химических знаний ua
dc.subject knowledge ua
dc.subject functional knowledge ua
dc.subject functional educational environment ua
dc.subject key competences ua
dc.subject activity ua
dc.subject active approach ua
dc.subject criteria of knowledge functionality ua
dc.subject levels of knowledge functionality ua
dc.title Формування функціональних знань старшокласників з органічної хімії в загальноосвітніх навчальних закладах ua
dc.title.alternative Формирование функциональных знаний старшеклассников по органической химии в общеобразовательных учебных заведениях ua
dc.title.alternative Forming of the Functional Knowledge of Senior Pupils in Organic Chemistry at Non-Specialized Secondary Schools ua
dc.type Abstract ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу