Дослідження присвячено проблемі організації самостійної роботи студентів педагогічних навчальних закладів I—II рівнів акредитації в умовах особистісно орієнтованого навчання з урахуванням психологічних характеристик основних суб’єктів педагогічного процесу. У роботі здійснено аналіз проблеми організації самостійної робота студен тів в теорії і практиці вищої школи, проведено комплексне дослідження чинників самостійної роботи студентів педагогічного училища, запропоновано і апробовано систему організації їх самостійної роботи на основі впровадження в навчальний процес теоретичної моделі психологічної структури діяльності. Основні результати дисертаційної роботи знайшли своє практичне впровадження в навчальному процесі педагогічного училища Чернівецького державного університету ім. ІО.Федьковича, Коломийського педагогічного коледжу Прикарпатського університету ім. В.Стефаника, педагогічного факультету Чернівецького державного університету ім. Ю.Федьковича, Хмельницького гуманітарного інституту.
Исследование посвящено проблеме организации самостоятельной работы студентов педагогических учебных заведений I—II уровней аккредитации в условиях личностно ориентированного обучения. Реальные потребности педагогической практики, необходимость научной разработки данной проблемы обусловили актуальность исследования особенностей организации и факторов детерминации самостоятельной работы студентов в условиях личностно ориентированного обучения. В работе представлен анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов в теории и практике высшей школы, который позволил определить специфические подходы к проблеме организации самостоятельной работы студентов, те трансформации, которые происходили в теории и практике высшей школы в плане организации самостоятельной работы. Определена специфика современного состояния развития системы профессионального образования: изменение социальных и экономических условий обучения, личностных приоритетов, возникновение новых тенденций преобразования системы учебных нагрузок студентов, изменение мотивации учебной деятельности и профессионального выбора, психологических особенностей молодёжи. Проведено комплексное исследование факторов самостоятельной работы студентов педагогического училища, разработан и внедрён на рефлексивной основе подход к организации самостоятельной работы студентов как особой системы, которая зависит от комплексного взаимодействия объективных и субъективных факторов. Системный анализ процесса профессиональной подготовки позволил сделать вывод, что самостоятельная работа студентов не может рассматриваться изолированно, оторвано от других факторов учебного процесса. Самостоятельную работу следует также рассматривать в контексте общей жизнедеятельности человека, его профессионального и личностного самоопределения. Локальное рассмотрение самостоятельной работы в отрыве от её смежных связей часто приводит к принятию формальных административно-управленческих решений, что вызывает у студентов учебные перегрузки, снижает мотивацию и активность. Экспериментально выявлен ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на самостоятельную работу студентов: выявлено психологические особенности студентов педучилища, в том числе конфликт между мотивацией, учебными требованиями и энергетическими возможностями студентов, закрепление негативных тенденций психологического развития; показано, что в современных условиях возрастает необходимость учёта реальных временных и физических возможностей студентов относительно объёма учебных нагрузок; проанализированы о тношения, которые складываются между студентами, отдельными учебными предметами и преподавателями. Доказано, что оценки предметов по трудоёмкости, профессиональной направленноеTM, эмоциональной привлекательноеTM, собственной подготовленности к ним, целесообразноеTM самостоятельной работы и прочие являются в большей мере субъективными, чем вызванными объективными причинами. В то же время субъективная составляющая обучения, которая раньше рассматривалась исключительно с позиции соответствия норматавным требованиям, в личностао ориентированном обучении признаётся как такая реалия учебного процесса, которая не может быть проигнорирована. Необходимо искать такие формы работы, которые гармонизировали бы взаимодействие объективных и субъективных составляющих процесса обучения. Объяснить это может использование рефлексивных приемов, способствующих повышению степени осмысленности студентами событий учебного процесса и особенностей собственной деятельности. Эксперимент подтверждает, что в условиях педагогического училища целесообразно использовать модель психологической структуры деятельноеTM с целью организации на её основе рефлексивного осознания и самоорганизации студентами самостоятельной деятельности. Основные результаты диссертационной работы нашли свое практическое внедрение в учебном процессе педагогического училища Черновицкого государственного университета им. Ю.Федьковича, Коломыйского педагогического колледжа Прикарпатского университета им.В.Стефаника, педагогического факультета Черновицкого государственного университета им. Ю.Федьковича, Хмельницкого гуманитарного инстатута.
Research is devoted to the problem of organization of independent students’ work of the I-II levels of pedagogical educational institutions in the conditions of personal reference education regarding the psychological characteristics of main subjects of the pedagogical process. The analysis of organization problem of independent students’ work in theory and practice in high school have been realized in Ute work. The complex research of the means of students’ independent work of pedagogical college has been conducted. The system of the students’ independent work organization was proposed and approbated. On the basis of introduction the theoretical model of psychological activity structure in the educational process. The main results of dissertation have found their practical instillation in the educational process of pedagogical college of Chernivtsy state University named after Y.Fedkovich, Kolomyya pedagogical college of Prykarpatskiy University named after V.Stefanyk, the pedagogical department of Chernivtsy state University named after Y.Fedkovich, Krymskiy humanitarian Institute.