Дисертація присвячена цілісному аналізу структури і шляхів формування творчої особистості вчителя в нових соціальних умовах пореволюційної України. Узагальнено систему підготовки педагогічних кадрів у 1917-1930 рр., розкрито творчий доробок вітчизняних вченихпедагогів з проблеми вчителя національної школи. Конкретизовано професіограму педагога, виявлено провідні індикатори професійно значимих показників творчої педагогічної діяльності, обгрунтовано особистісну модель творчого вчителя. Актуалізовано провідні тенденції становлення творчої особистості вчителя національної школи України досліджуваного періоду до сучасних проблем професійно-педагогічної підготовки педагогічних кадрів.
Диссертационная работа посвящена исследованию процесса формирования творческой личности учителя путем анализа отечественного педагогического наследия 1917-1930 гг. Показано влияние новых социально-педагогических преобразований после революционных событий в Украине на развитие педагогического творчества и новаторства. Анализируются ведущие тенденции и основные формы внедрения педагогического творчества в практику работы пореволюционной школы. Проанализировано пути реформирования системы педагогического образования, содержания специальной педагогической подготовки, методов работы украинских учителей. Изучено влияние новаторских педагогических идей Запада на развитие национальной педагогической науки и практики. Исследован сложный процесс налаживания сотрудничества между украинским учительством и Советской властью. Рассматриваются подходы, существующие в исследуемый период, к оценке эффективности учительского труда. С этой целью анализируется практика профессионального отбора на учебу в педвузы, способы определения профессиональной пригодности, критерии определения профессионализма учителя, организационные формы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, созданная система коллективной методической и производственной работы с педагогами. Показан сложный процесс поиска оптимальной структуры учреждений педагогического образования после революции. Исходя из принципа системности, обоснована модель творческой личности педагога. Ее формирование осуществлено с использованием профессиографического подхода. Путем анализа творческого наследия выдающихся украинских педагогов Г.Ващенко, Т.Лубенца, А.Макаренко, Я.Мамонтова, И.Огиенко, С.Русовой, Я.Чепиги по проблеме учителя выделены следующие компоненты его личностной структуры: мотивационно-ценностный, содержательноэвристический, процессуально-деятельностный. Мотивационно-ценностный блок в структуре творческой личности учителя представлен компонентами, которые способствуют осознанию значимости педагогического труда, определяют 20 профессиональные идеалы, установки, убеждения. Представители педагогической науки и практики 20-х годов (Г.Ващенко, С.Русова, Я.Чепига) среди них выделяли: гуманистическое мышление, национальное самосознание, педагогическое призвание, чуткое отношение к детям, методологическую и мировозренческую позицию учителя. Содержательно-эвристический компонент творческой личности интегрирует в себе уровень общей и социально-психологической культуры, общепедагогической и специальной подготовки, системные знания о ребенке как субъекте педагогического воздействия. Он выступает своеобразным творческим потенциалом педагога, демонстрирует его профессиональную компетентность и обеспечивает полноценное вхождение учителя в профессионально-ролевые отношения. Процессуально-деятельностный компонент отражает на практике реализацию наличного творческого потенциала путем презентации новых разработок, технологий, моделей – то есть, оригинального конструирования учебно-воспитательного процесса. Он представлен такими компонентами как культура педагогической деятельности, педагогическое прогнозирование, высокий уровень самореализации, педагогическая техника, рациональное использование опыта и т.п. Итогом научного поиска выступает личность учителя, которой присуща педагогическая креативность, гибкость в принятии управленческих решений, конструирующая учебновоспитательный процесс в соответствии с актуальным уровнем психического развития учащихся и социальной ситуации, развивает способность к рефлексии и прогнозированию, интериоризует творческие эталоны педагогического труда. В диссертации обоснованы пути повышения эффективности формирования творческой личности учителя в современных условиях.
The thesis is devoted to the integrated analysis of structure and ways of formation of creative personality of a teacher in the new educational pedagogical conditions in Ukraine after Revolution. It's generalized the system of training of pedagogical personal in 1917-1930, learnt the creative inheritance of Ukrainian Scientists on problems of national school teachers. It's concretized a professiogramma of a teacher. The author reveals the basic professional indicators of creative pedagogical activities, gives proof of personal model of creative teacher. In the thesis is shown the actual main tendency of formation of a teacher as a personality in national Ukrainian school of the period that investigated up to the modern problems of professionalpedagogical formation of pedagogical personal.