Дисертацію присвячено проблемі формування фахової компетентності майбутніх техніків-технологів у процесі вивчення професійно орієнтованих дисциплін. Визначено структуру фахової компетентності техніка-технолога, що містить етично-поведінковий, соціальний, мотиваційний, когнітивний і процесуальний компоненти, які складають інтеграційну єдність і формуються блоками основних компетенцій: загальнокультурних, соціально-психологічних, загальнопрофесійних і спеціальних. Запропоновано, обгрунтовано й перевірено організаційно-педагогічні умови (поєднання компетентнісного та особистісно-діяльнісного підходів під час вивчення професійно орієнтованих дисциплін; врахування в змісті професійно орієнтованих дисциплін вимог роботодавця, інновацій у техніці, технологіях виробництва, організації праці; інтеграція знань із дисциплін циклів математичної, природничо-наукової та професійно-практичної підготовки); розроблені критерії (мотиваційно-ціннісний, змістово-когнітивний, операційно-діяльнісний, особистісно-корпоративний), показники та рівні сформованості фахової компетентності; запропонована модель формування фахової компетентності майбутнього техніка-технолога.
Диссертация посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности . будущих техников-технологов в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин. Необходимость внедрения компетентностного подхода в колледжах объясняется тем. что традиционная подготовка техников-технологов, которая ориентирована на формирование знаний, умений и навыков во время изучения отдельных учебных предметов, все больше отстает от современных требований. В работе под профессиональной компетентностью подразумевается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта), необходимых, чтобы продуктивно действовать. Компетентность это владение человеком соответствующими компетенциями, которые обеспечивают способность и готовность специалиста к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Определено структуру профессиональной компетентности техника-технолога, которая содержит этически-поведенческий, социальный, мотивационный, когнитивный и процесуальный компоненты, которые составляют интеграционное единство и формируются блоками основных компетенций: обще-культурных, социально-психологических, обще-профессиональных и специальных. Предложены, обоснованы и проверены организационно-педагогические условия (сочетание компетентносного и личносно-деятельносного подходов во время изучения профессионально ориентированных дисциплин; учет в содержании профессионально ориентированных дисциплин требований работодателя, инноваций в технике, технологиях производства, организации труда; интеграция знаний из дисциплин циклов математической, естественно-научной и
профессионально-практической подготовки); разработаны критерии (мотивационноценностный, смыслово-когнитивный, операционно-деятельносный, личностнокорпоративный), показатели и уровни сформированности профессиональной
компетентности; предложена модель формирования профессиональной компетентности будущего техника-технолога. Доказано, что приобретенные в процессе обучения или деятельности знания и умения, способы их реализации не исчерпывают состав понятия компетентность. Существенное значение имеет личностный потенциал специалиста, совокупность профессионально значимых личностных качеств. Для определения и оценивания сформированности личностных качеств будущих техников-технологов подбирались опросники и комплексные анкеты для выпускников, преподавателей и работодателей. Интерпретация анкет, которые предлагались работодателям, дала возможность обнаружить виденье самых главных качеств техника-технолога: трудолюбивость, дисциплинированность, умение сотрудничать, способность к самообучению, общая культура, опрятность, коммуникабельность, внимательность, творчество, уравновешенность, инновационность, инициативность и др. На основе результатов опросов сделан вывод, что внедрение экспериментальной методики содействовало развитию профессиональной компетентности техников-технологов за мотивационноценностным, смыслово-когнитивным, операционно-деятельносным и личностнокорпоративным критериями. В соответствии со структурой профессиональной компетентности для оценивания качества профессиональной подготовки будущих техников-технологов предложена совокупность компетенций и соответствующих показателей, которые предусматривают числовой эквивалент. Определены уровни профессиональной компетентности (низкий недопустимый, низкий допустимый, средний и высокий). Для высокого уровня, в частности, характерно: мотивы и ценности полностью детерминированы профессией; специальные и базовые компетенции систематизированы и адекватны будущей профессиональной деятельности; способы решения учебно-профессиональных заданий обобщены. личностные и профессионально важны качества систематизированы, частично сформированы метапрофессиональные качества, студент способен и готов самостоятельно и высокоэффективно выполнять доминирующие виды профессиональной деятельности, конкурентоспособный, профессионально и социально мобильный. Доказано, что предложенная совокупность организационно-педагогических условий обеспечивает не только высокие показатели мотивации студентов к профессиональной деятельности, знаний, профессиональных умений и личностных качеств, но и ускоряет процессы профессионального роста, то есть переход будущих техников-технологов на высшие уровни профессиональной компетентности.
The thesis is dedicated to the the problem of the professional competence of the future technician-technologist formation in the process of studying the professionally oriented disciplines. The structure of the professional competence of the technician-technologist is defined. It contains ethically-behavioral, social, motivational, cognitive and occupational components that make up the integrated unity and are formed with the core competencies blocks: of general cultural, socio-psyehological, general professional and special. The organizational and pedagogical conditions are proposed, substantiated and verified (the combination of competence, personal and occupational approaches during the study of professionally oriented disciplines; the requirements of the employer, innovation in technology, technology of production and labor organization taking into account in the table of contents of professionally oriented disciplines; integration of knowledge from the disciplines of cycles of mathematical, natural science, and vocational and practical training). Criterions (motivational, values, cognitive, occupational, personal and corporate), indicators and the level of professional competence are developed. The model of the professional components formation of the future technician-technologist is proposed.