Дисертаційне дослідження присвячено вивченню особливостей поведінки учнів молодшого шкільного віку з низькою результативністю в учінні. Виявлено особливості та динаміку поведінки учнів молодшого шкільного віку з низькою результативністю в учінні. Визначено критерії (мотивація досягнення, цілепокладання; самооцінка якостей організованості, наполегливості й терплячості; здатність до вольового зусилля; знання і усвідомлення норм, правил поведінки, їх дотримання школярами; загальна саморегуляція прояву лінощів) і рівні (високий, середній і низький) прояву довільності у поведінці молодших школярів. Встановлено характер взаємозв’язку між поведінкою учнів і основними психологічними чинниками їх низьких навчальних досягнень: недоліками у розвитку пізнавальної сфери, мотивації учіння та довільності. Обгрунтовано, розроблено та апробовано програму формування довільності у поведінці молодших школярів з низькою результативністю в учінні, визначено психологічні та педагогічні умови, їх ефективність. Сформульовано рекомендації для вчителів початкових класів та батьків щодо формування довільності у поведінці учнів молодшого шкільного віку з низькою результативністю в учінні.
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей поведения учащихся младшего школьного возраста с низкими учебными достижениями в учении. На основании анализа психологической литературы по изучаемой проблеме выявлено сущность и структуру феномена «поведение», возрастные особенности поведения младших школьников, психологические факторы низкой результативности в учении. Поведение составляют внутренняя (сознание, восприятие, мысли, чувства, стремления, намерения, желания, мотивы, цели и др.) и внешняя (сознательные действия и поступки) стороны, которые не существуют обособленно друг от друга. В работе излагаются результаты экспериментального исследования особенностей становления внутренней и внешней составляющих поведения младших школьников с разными уровнями результативности в учении (мотивации достижения, целеполагания; самооценки личностных качеств: организованности, настойчивости и терпения; способности к волевому усилию; знаний и осознание норм и правил поведения, их соблюдение младшими школьниками и саморегуляции проявления лени), что позволило выделить высокий, средний и низкий уровни проявления произвольности в поведении школьников. Исследование показало, что низкая результативность учащихся начальных классов в учении преимущественно предопределяется тремя группами психологических факторов, которые наиболее тесно связаны с поведением: недостатками в развитии познавательных процессов (прежде всего в мышлении), мотивации учения (мотивом избегания неудачи) и произвольности (в произвольном поведении). Большинство учащихся начальных классов с низкой результативностью в учении характеризуются: несформированными целеполаганием и стремлением к окончанию начатого дела в ситуациях учения, отсутствием учебно-познавательного интереса; неадекватностью самооценки личностных качеств организованности, настойчивости и терпения; неспособностью к волевому усилию; низким объемом или отсутствием знаний о нормах и правилах поведения, низкой степенью их осознания, неумением анализировать свои поступки; проявлениями импульсивности в поведении; агрессивностью; низким уровнем общей саморегуляции проявления лени, поведением с принципами «не нужно», «не буду» в большинстве жизненных ситуациях, в частности в сфере учения и развлечений. Школьники, которые имеют недостатки в развитии мышления отличаются такими особенностями поведения: на исполнение учебных заданий тратят много усилий, но не могут их решить; невнимательны на уроках, недисциплинированные; в мотивации учения: на уроках пассивные, выявляют интерес к учебного материалу', который связан с их внешкольными интересами, безразлично относятся к своим низким оценкам; произвольности поведения: внутренние цели нестойкие и не выступают регуляторами их поведения в ситуациях учения, соблюдают правила поведения только в присутствии взрослых или не соблюдают их при любых условиях. Установлено, что большинство младших школьников с низкой результативностью в учении отличаются низким уровнем проявления произвольности в поведении. С учетом полученных результатов разработана и апробирована программа по формированию произвольности в поведении младших школьников с низкой результативностью в учении. Обоснованы психологические и педагогические условия (учет возрастных особенностей развития младшего школьника, формирование в учащихся умения осознанно и самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и произвольно управлять своим поведением, развивать самоконтроль в учении и поведении младших школьников на уроках и во внеурочное время, повышать уровень осознания младшими школьниками своего поведения, внедрение в учебно-воспитательный процесс принципов личностно ориентированного, деятельностного и индивидуального подходов; формирование адекватной самооценки и мотивации успеха; выполнение учителями и родителями школьников рекомендаций по формированию произвольности в поведении младших школьников с низкой результативностью в учении. Результаты формирующего эксперимента засвидетельствовали эффективность предложенной программы.
The research focuses on the study of peculiarities of behaviour of students of juniour school with low efficiency in studying. The peculiarities and dynamic of behaviour of juniour students with low studying efficiency were found out. The criteria (motivation of achievement, aim setting, selfestimation of qualities of organization, patience and persistence, ability to volitional effort, knowledge and realizing the norms, rules of behavior, and their observance by the students, general self-regulation of laziness display) and levels (high, middle and low) of display of arbitrariness in students’ behavior have been determined. The relationship between the behaviour of students and the main psychological factors of their low educational achievements: deficiencies in cognitive, motivational and arbitrary areas, were revealed. The arbitrary development program in behaviour of juniour students with low efficiency in studying has been grounded, designed and approbated; psycho-pedagogical conditions and their efficiency were studied. The recommendations to the teachers of juniour school and parents as to formation of arbitrary behaviour of students of juniour school with low efficiency in studying have been formulated. The arbitrary development program in behaviour of juniour students with low efficiency in studying has been grounded, designed and approbated; psycho-pedagogical conditions and their efficiency were studied. The recommendations to the teachers of juniour school and parents as to formation of arbitrary behaviour of students of juniour school with low efficiency in studying have been formulated.