У роботі здійснено аналіз психомоторних розладів дітей-олігофренів, встановлено, що у кожної дитини вони індивідуально своєрідні і визначаються локалізацією мозкових порушень. Встановлено, що порушення рухів розумово відсталих дітей гальмує зростання активності психіки, натомість зменшує активність психіки гальмує розвиток їх моторики. З’ясовано, що психомоторика дітей зі стійкими органічними порушеннями пізнавальної діяльності характеризується більшою парціальністю, ніж дітей з нормальним психофізичним розвитком. Запропоновано систему вправ для визначення психомоторного розвитку розумово відсталих дітей дошкільного віку на різних рівнях побудови рухів. Розроблено і апробовано порівнево збалансовану методику корекції психомоторики дітей 6-7 років зі стійкими органічними порушеннями пізнавальної діяльності.
В диссертации исследуются проблемы психомоторных возможностей умственно отсталых детей дошкольного возраста, их психомоторная активность и развитие, а также возможности коррекции. Исходя из того, что основными движущими силами и условиями развития психомоторики вместе с морфофункциональным созреванием детей дошкольного возраста в норме и при патологии есть их общение со взрослыми, игра как основной вид деятельности, произвольность в управлении действиями, выяснено влияние психомоторной активности на умственно отсталых детей и детей с нормальным психофизическим развитием. Определено, что у умственно отсталых детей проявление психомоторной активности на всех стадиях дошкольного детства и по всем исследуемым показателям ниже, чем у детей с нормальным психофизическим развитием, что в единстве с морфофункциональными нарушениями определяет их отставание и в психомоторной подготовленности. В то же время доказано, что на всех этапах дошкольного детства в группах умственно отсталых детей есть такие воспитанники, результаты которых в беге, прыжках и метаниях не уступают лучшим результатам их сверстников с нормальным психофизическим развитием. Средние результаты трех лучших показателей в исследуемых группах умственно отсталых детей статистически недостоверно отличаются от соответствующих средних трех лучших показателей детей с нормальным психофизическим развитием. Предложено систему физических упражнений для определения координационных характеристик психомоторики на основе теории уровней построения движений, разработанной Н.А. Бернштейном, которая охватывает основные классы смысловых задач, и соответственно уровни центральной нервной системы, обеспечивающие их решение. Это позволяет определять, какие именно уровни построения движений умственно отсталых детей повреждены. Разработано поуровнево сбалансированную методику коррекции психомоторики умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Ее применение позволяет детям со стойкими органическими нарушениями познавательной деятельности реализовать свои индивидуально сохраненные возможности управления движениями. Причем всем детям, так как подобраны физические упражнения, для которых ведущими есть разные уровни по строения движений. Более того, на всех уровнях предлагается одинаковое количество упражнений. Определено, что центральным звеном коррекции психомоторики умственно отсталых детей есть развитие их ориентировочно-исследовательских возможностей на сохраненных уровнях построения движений. Для развития ориентировочно-исследовательских возможностей умственно отсталых детей предложено выполнять физические упражнения с оптимальными изменениями их кинематических и динамических характеристик. Поуровнево неструктурированные физические упражнения уступают по своей эффективности предложенной инновационной методике. Применение физических упражнений без учета ведущего уровня построения движений может создавать благоприятные условия для коррекции психомоторики одних детей с врожденными или рано приобретенными дефектами интеллекта и не создавать их для других, у которых нарушены другие мозговые структуры.
The paper analyzes psychomotor disorders Oligophrenic children, found that each child individually unique and determined the localization of brain disorders. Established that the movement disorder mentally retarded growth slows mental activity, while reducing mental activity inhibits the development of their motor skills. It was found that psychomotor children with persistent organic disorders characterized by greater cognitive activity, than children with normal mental and physical development. A system of exercises determine the psychomotor development of mentally retarded preschool children at different levels of movements. Developed and tested method o f correction Comparative balanced psychomotor children 6-7 years with persistent organic disorders o f cognitive activity.