Дисертаційна робота присвячена дослідженню психологічних особливостей копінг-поведінки вчителів у взаємодії з девіантними підлітками та пошуку ефективних шляхів та методів корекції неадаптивних способів вирішення складних педагогічних проблем, що є стресогенними. У роботі визначено теоретичні підходи у розумінні змісту і структури копінгу та його застосування у педагогічній діяльності, психологічних аспектів педагогічної взаємодії та особливостей девіантної поведінки підлітків. Розроблена теоретична модель копінг-поведінки вчителів, що включає зовнішні чинники та внутрішні ресурси, які обумовлюють її вибір. Експериментально виявлено, що підвищення кількості девіантних підлітків у педагогічній взаємодії вчителя знижує його стресостійкість, створює умови для гальмування ефективних виборів копінг-стратегій і актуалізації менш адаптивних в усіх сферах психічної діяльності (когнітивній, емоційній, поведінковій). Обґрунтовано, розроблено, апробовано програму розвивальнокорекційної роботи з оптимізації ефективних копінг-стратегій вчителів у педагогічній взаємодії з підлітками-девіантами, що зумовлює розширення репертуару ефективних копінг-стратегій поведінки вчителя та поступове зниження девіантних проявів підлітків.
иссертация посвящена проблеме выявления психологических особенностей овладения учителями эффективными способами совпадающего поведения при взаимодействии с девиантными подростками, то есть — копинг-стратегий. В работе представлен теоретический анализ проблемы копинга, определены содержание и структура копинг-поведения при воздействии личности с микрои макрострессорами, раскрыта роль эффективного копинг-поведения учителей при взаимодействии с девиантными подростками, исследованы основные подходы к определению личностных детерминант в формировании копинг-поведения учителей, в частности в сложных педагогических ситуациях. Представлены также основные положения психологии девиантного подростка. Под копингом в психологии понимается сложный процесс адаптации человека к условиям окружающей среды, где главной функцией копинга является сознательный выбор адекватных, целеустремленных действий человека по преодолению стрессогенных воздействий ситуации в направлении восстановления и сохранения его комфортного психологического состояния в соответствии с его личными потребностями и намерениями. Эффективность копинг-поведения зависит от внешней и внутренней оценки значимости проблемной ситуации, имеющегося репертуара продуктивных способов решения проблем, развития индивидуальных психологических характеристик личности (копингресурсов) и т.п. Полученные эмпирические результаты показали, что в выборах копингстратегий учителей преобладает средний уровень их эффективности во всех сферах их проявления (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). Среди эффективных копинг-стратегий учителя преимущественно выбирают те, которые имеют отношение к когнитивной сфере: «проблемный анализ», «сохранение самоконтроля», тогда как эмоциональные и поведенческие стратегии значительно им уступают («протест», «оптимизм», «сотрудничество», «обращение»). Доказано, что на эффективность копинг-поведения учителей влияют: педагогический стаж (наиболее благоприятный прогноз приходится на диапазон от 5 до 20 лет; до и после наблюдается снижение эффективности копинг-поведения); развитие у педагогов ряда профессионально важных качеств, к которым относятся высокий уровень рефлексии, эмпатии, личностной самоактуализации, профессиональная направленность на взаимодействие и результат деятельности; гибкость и адекватность применения стиля педагогического взаимодействия с учащимися; умение использовать сотрудничество как способ разрешения педагогических конфликтов. Сделан вывод, что повышение стрессоустойчивости педагогов и выработка эффектавных копинг-стратегий требует учета выявленных взаимосвязей в целенаправленной коррекционной работе с использованием активных методов социально-психологического обучения. Апробация разработанной развивающе-коррекционной программы, показала ее эффектавность. Построение программы с учетом как прямого влияния на формирование соответствующих стратегий поведения во взаимодействии с девиантными подростками, так и опосредованного, через развитие и совершенствование профессионально важных качеств личности учителя, детерминирующих применение адаптивных копинг-стратегий оправдано полученной позитавной динамикой выделенных переменных формирующего эксперимента. Доказано, что эффективное использование копинг-стратегий во взаимодействии с девиантными полпостками положительно сказывается на взаимоотношениях с ними, что о очередь, ведет к снижению девиантных проявлений учащихся.
Thesis deals with the psychological characteristics of coping behaviors of teachers in cooperation with deviative teenagers and finding effective ways and methods of correction non-adoptive solutions to complex educational problems which are stressful. The paper defines the theoretical approaches to understanding the content and structure of coping and its application in educational activities, and psychological aspects of teaching and interaction features of deviant behavior among adolescents. The theoretical model of coping behaviors of teachers is developed, including external factors and internal resources that determine its choice. It is found experimentally that the increasing number of deviant adolescents in educational interaction between teachers reduces stress, creates conditions for effective breaking coping strategies choices and updating less adoptive choices in all areas of mental activity (cognitive, emotional, behavioral). The program of developing corrective work, which optimizes effective coping strategies for teachers in educational interaction with adolescent deviant, is tried and tested resulting in expansion of the repertoire of effective coping strategies of teacher behavior and a gradual decrease manifestations of deviant adolescents.