У дисертації досліджується історичний шлях, який пройшла вища школа України від часів перебудови в СРСР до початку нашого століття. На основі широкого кола джерел, зокрема архівних документів, що вводяться у науковій обіг вперше, а також преси, даних соціологічних досліджень і фахової наукової літератури проведений критичний аналіз реформування вищої освіти. Висвітлено засади формування державної політики, досвід роботи центральних органів управління вищою освітою, реальні процеси у ВНЗ різних форм власності та підпорядкування. Розглянуто еволюцію професійного становлення, мотивацій навчання та ціннісні орієнтації студентів, зміни у становищі і професійній діяльності викладачів. Проаналізовано розвиток наукових досліджень і підготовки науково-педагогічних кадрів у державних і приватних ВНЗ різних форм власності, а також процеси, пов’язані з початком реалізації вимог Болонської системи, входженням України до європейського освітнього простору.
В диссертации исследуется исторический путь, пройденный высшей школой Украины со времен перестройки в СССР до начала нашего столетия. На основе современных методов анализа исторических источников диссертантка провела комплексное исследование основных динамических изменений в методологических основах и подходах к определению приоритетных направлений развития системы высшего образования. В исследовании раскрыты эволюция государственной образовательной политики, опыт работы центральных и региональных органов управления высшей школою, реальные процессы в вузах различных форм собственности и подчинения в контексте общественно-политических процессов в 1985— 2005 гг. в стране. В ходе исследования был проведён критический анализ отечественной и зарубежной научной литературы, широкий круг источников, среди которых опубликованные и неопубликованные документы и материалы, статистика, публикации в периодичных изданиях центральной, местной и университетской прессы, данные репрезентативных общенациональных, отраслевых, вузовских социологических исследований, в том числе проведенных с непосредственным участием автора. Важнейшей частью использованных источников являются неопубликованные документы и материалы, которые хранятся в государственных центральных, областных, ведомственных, текущих архивах вузов, государственных и общественных организаций и вводятся в научный оборот впервые. В роботе раскрывается эволюция профессионального становления, мотиваций обучения и ценностных ориентаций студентов, изменения в положении и профессиональной деятельности преподавателей. Проанализировано развитие научных исследований и подготовка кадров высшей квалификации в государственных и частных вузах, а также начало процесса вхождения Украины в европейское образовательное пространство, первые противоречивые итоги введения Болонской системы в вузах. Опираясь на неактуализованные раньше источники, неопубликованные архивные материалы, раскрывается специфика и этапы становления и развития высшей школы негосударственной формы собственности, борьба профессиональных общественных организаций за права преподавателей и студентов, природа и основные факторы распространения теневых отношений в образовательной сфере. В диссертации предложено авторское видение поставленной проблемы, обосновывается динамическая зависимость между неопределенностью внутрии внешнеполитического курса страны, непоследовательностью системных преобразований и результатами реформирования высшего образования, отношением к нему населения. Выявлены направленность и результаты нормативно-правовой деятельности государственных органов управления высшим образованием, которые имели ограниченный и противоречивый характер из-за необеспеченности ресурсами, отсутствия политической воли и несоответствие жизненным реалиям. Причины падения уровня высшего образования главным образом находились вне поля влияния вузов и также зависели от мотиваций, ценностных ориентаций субъектов учебного процесса, статуса науки и интеллектуальной деятельности в обществе.
In the dissertation the historical path which passed the Graduate School of Ukraine since “restructuring” in the Soviet Union before the beginning of the century is investigated. On the basis of a wide range of sources, including archival documents, which are introduced into scientific circulation for the first time, as well as the press, the data of sociological research and scientific literature critically is analyzed the reform of higher education. The basics of the formation of public policy, work experience of central government higher education, real processes in the universities of different forms of ownership and subordination are examined. Evolution of professional development, motivation of training and value orientations of students, changes in position and professional activities of teachers is disclosed. The development of scientific research and training of the teaching staff in public and private universities, as well as the beginning of the process of Ukraine's entry into the European educational space is analyzed.