У дисертації вперше в методиці викладання української мови у вищих навчальних закладах України комплексно представлено систему роботи над формуванням професійної мовнокомунікативної компетенції студентів філологічних факультетів. Визначено критерії базових складових цілісного утворення: лінгвістичної, прагматичної, предметної та технологічної компетенцій. Практична цінність одержаних результатів полягає в розробці технології розвитку фахових професійно-комунікативних умінь та навичок майбутніх словесників, а саме змісту, форм, методів, принципів організації навчально-пізнавальної, науково-дослідної діяльності студентів філологічних факультетів. Авторські навчальні програми і навчальні посібники для майбутніх учителів-словесників упроваджено в навчальний процес вищих педагогічних навчальних закладів України. На запропонованих концептуальних засадах дисертації можливе конструювання варіативних шляхів проектування змісту філологічної освіти у вищій школі.
В диссертации впервые в методике преподавания украинского языка в высших учебных заведениях Украины комплексно представлено систему работы по формированию профессиональной коммуникативной компетенции студентов филологических факультетов. Определены критерии базовых составляющих целостного образования: лингвистической, прагматической, предметной, технологической компетенций. На основе принципов системного подхода, антропологизма и антроцентризма, гуманизации и непрерывности образования разработаны содержание, формы, методы, средства организации учебно-практической работы студентов филологического факультета педагогического университета. Особое место уделено нетрадиционным формам обучения студентов-филологов: лекциям-визуализациям, коммуникативным практикумам, коллоквиумам, проблемным семинарам, дидактическим играм. Освещена проблема использования интерактивных методов обучения. Доказано, что среди важных прагмалингвистических основ процесса коммуникативного усовершенствования студентов есть принципы коммуникативной лингвистики, активизация и реализация текстоцентрического подхода к преподаванию языка в высших учебных заведениях. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов-филологов осуществлялось при изучении фундаментальных лингвистических дисциплин, профессионально-ориентированных курсов и спецкурсов: “Современный украинский язык”, “Основы культуры речи”, “Технология современного урока по языку”, “Школьный курс украинского языка и методика его обучения”. Методические рекомендации по подготовке студентов-филологов изложены в авторских учебных программах спецкурсов “Орфоэпический тренинг”, “Основы научной речи”, “Дидактическая текстология”, которые внедрены в учебный процесс высших педагогических учебных заведений Украины. Поставленная цель формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-филологов достигнута путём решения следующих задач: формирования личностных характеристик будущего учителя-словесника, обучения рациональной организации учебнопрактической и самостоятельной работы, формирования умений репрезентации текстов разных типов, навыков анализа и синтеза информации, обучения владению прагмалингвистическими умениями, а также приёмами коррекции речи. Модель готовности студентов-филологов к осуществлению профессиональной коммуникативной деятельности построена с учётом риторического потенциала усовершенствования речи личности, а именно обучения в соответствии с этапами докомуникации, коммуникации и посткоммуникации. Модель предусматривает активизационно-информационный, формирующий и трансформационный компоненты. Активизационно-информационный компонент ориентируется на выработку качеств педагога путём развития познавательной активности студентов, обращения внимания будущих филологов на показатели речи учителя, его дифференциальные признаки. Формирующий компонент готовности состоит из показателей структурных элементов профессиональной коммуникативной компетенции относительно всех уровней языковой системы: фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, стилистики, грамматики. Трансформационный компонент готовности студентов к будущей профессиональной деятельности составляют система приобретённых за предыдущие годы знаний, умений и навыков по дисциплинам языкового, профессионально ориентированного циклов, а также умения трансформации этих навыков относительно условий общения, цели коммуникативных установок, ситуаций общения. Основные результаты исследования могут быть использованы в преподавании лингвистических и методических (профессионально-ориентированных) дисциплин высшей школы, для разработки концептуальных основ организации учебно-практической деятельности студентов-филологов по формированию профессиональной коммуникативной компетенции.
The dissertation deals with the system of work on formation of the philology students’ professional speech communication competence. It is for the first time in the methods of the Ukrainian language teaching that such a system is presented in Ukraine. The system determines linguistic pragmatic subject and technological competence as basic components of its formation as a whole. Practical significance of the results obtained is connected with the possibility to work out technologies for the development of the professional speech communication skills and habits of future linguists. Practical significance is connected also with the working out of the forms and content, methods and principles of organization of educational, cognitive and research activities of philology students. The author’s syllabi and text-books for future teachers of language have been introduced in Teachers’ Training Universities in Ukraine of late. Using the dissertation conceptual principles it becomes possible to create various ways of the philology education content planning in the high schools.