Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування емоційно-оцінної лексики: паралінгвістична, лінгвістична (просодична, лексична, граматична складові) та комунікативна компетенції у дітей старшого дошкільного віку з моторною алалією засобами художньо-мовленнєвої діяльності. У дослідженні визначено рівні та особливості стану сформованості вище зазначеного прошарку лексики у старших дошкільників з моторною алалією у порівнянні з дітьми без порушень мовлення й з дітьми із загальним недорозвитком мовлення. Обґрунтовані психолого-педагогічні та методичні передумови формування даного прошарку лексичної сторони мовлення, розроблено зміст та описано методику його формування на основі залучення дітей до художньо-мовленнєвої діяльності з урахування рівня мовленнєвих можливостей дітей. Результати дослідження довели педагогічну доцільність та ефективність системи запропонованих завдань, які дозволяють формувати у дітей цілісну систему мовних й мовленнєвих умінь та навичок.
Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией средствами художественно-речевой деятельности. Основываясь на психолингвистическом изучении эмоционально-оценочного компонента речевой деятельности, а также лингвистических взглядов на его реализацию в процессе коммуникации были выделены паралингвистическая, лингвистическая (просодическая, лексическая, грамматическая составляющие) и коммуникативная компетенция эмоционально-оценочной лексики, определены показатели и критерии оценивания уровней сформированности эмоциональнооценочной лексики. В исследовании представлен анализ изучения степени разработки исследуемой проблемы в общей и специальной лингводидактической, психолого-педагогической и медицинской литературе. Выявленное недостаточно эффективное состояние практической коррекционной работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников с моторной алалией в отечественной педагогике, обусловило актуальность, цели и задачи исследования. Установлены уровни развития всех составляющих выше указанной лексической стороны речи у старших дошкольников с моторной алалией, которые сравнивались с результатами детей без нарушений речи и детей с общим недоразвитием речи. Представлено научное обоснование психолого-педагогических и методических предпосылок формирования всех компонентов эмоционально-оценочной лексики. Разработано содержание и описана методика ее формирования на основе художественно-речевой деятельности с учетом уровня речевых и интеллектуальных возможностей детей с моторной алалией. Методика реализовывалась путем системного внедрения трех взаимодействующих этапов: исследовательско-адаптационного, коррекционнодеятельностного и функционально-аналитического. Изучены и отобраны, с учетом целей и задач каждого этапа, виды художественно-речевой деятельности. Представлен интегрированный характер организации логопедических занятий. Установлено, что средства художественно-речевой деятельности реализуют комплексный подход к коррекционной системе обучения, оказывают мощное коррекционное влияние на развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. Различные виды художественно-речевой деятельности позволяют учитывать разный уровень речевых и интеллектуальных возможностей детей с данной речевой патологией. В коррекционно-развивающем обучении показана лексико-семантическая и системно-лексическая направленность в организации речи; систематический, целеустремленный, комплексный характер всех видов и средств художественноречевой деятельности в формировании эмоционально-оценочной лексики у детей с моторной алалией. Результаты исследования доказали педагогическую целесообразность и эффективность системы представленных заданий коррекционно-развивающей методики, которые дают возможность формировать у детей целостную систему языковых и речевых умений и навыков. В роботе показана зависимость изменения каждой составляющей эмоциональнооценочной лексики от формы моторной алалии.
Dissertation research is devoted the problem of formation of emotional and valuation lexicon (paralinguistic, linguistic (prosody, lexical, grammatical components) and communication competence of senior pre-school children with motor alalia with means of artistic and speech activity. Analysis of results of studying this problem in general and special linguodidactical, pedagogical, psychological and medical literature is represented in this research and levels of formation of these lexicon layers of pre-school children with motor alalia is researched. Psychological, pedagogical and methodical preconditions of this lexicon layers formation are grounded. Curriculum and teacher’s technique of this lexicon layers formation in process of senior pre-school children’s artistic and speech activity are described. Results of research proved pedagogical reasonability and efficiency of this system of tasks that enable to form of children’s single system of language and speech skills.