Досліджено підготовку майбутніх юристів до професійної діяльності у пенітенціарній системі України. У дисертації вперше виявлено, теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено педагогічні умови підготовки майбутніх юристів до професійної діяльності у пенітенціарній системі України, до яких віднесено: інтеграцію навчальних дисциплін з підготовки майбутніх юристів до професійної діяльності у пенітенціарній системі України; використання активних методів навчання у суб’єкт-суб’єктній взаємодії викладачів і майбутніх юристів; забезпечення оволодіння майбутніми юристами досвідом професійної дільності у процесі проходження практики в юридичній клініці. Розроблено та науково обґрунтовано модель підготовки майбутніх юристів до професійної діяльності у пенітенціарній системі України, яка включає взаємопов’язані структурні блоки (цільовий, теоретико-методологічний, змістовий, процесуальний та результативний). Уточнено зміст понять «підготовка майбутніх юристів до професійної діяльності у пенітенціарній системі України» та «готовність майбутніх юристів до професійної діяльності у пенітенціарній системі України». Удосконалено зміст, форм і методи підготовки майбутніх юристів до професійної діяльності у пенітенціарній системі України.
Исследована подготовка будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины. Подготовка будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины рассматривается как организованный и целенаправленный процесс осуществления научно и методически обоснованных мероприятий высших учебных заведений, направленных на овладение студентами квалификацией, которая позволит им эффективно работать в уполномоченных органах и учреждениях, которые взаимодействуют для обеспечения безопасности общества через ресоциализацию определенных лиц. В диссертации впервые выявлены, теоретически обоснованы экспериментально проверены педагогические условия подготовка будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины, к которым отнесены: интеграция учебных дисциплин в процессе подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины; использование активных методов обучения в субъект-субъектной взаимодействия преподавателей и будущих юристов; обеспечение овладения будущими юристами профессиональным опытом в процессе прохождения практики в юридической области. Разработана и научно обоснована модель подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины. Целевой блок включает цель и задания, которые являются основой определения формирования готовности к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины. В теоретико-методологический блок модели входят методологические подходы (компетентностный, аксиологический, системный, деяльностный, технологический, акмеологический, личностно-ориентированный) и принципы (профессиональной направленности, приоритетности, системности и последовательности, моделирования деятельности, активности и самостоятельности, креативности, связи теории с практикой). Смысловой блок модели характеризует содержание учебных дисциплин «Организация судебных и правоохранительных органов», «Криминально-исполнительное право», «Основы юридической клинической практики» и «Выполнения наказаний в учреждениях исправления наказаний». Процессуальный блок модели состоит из этапов (информационный, деяльностный и практико-преобразующий), функций (образовательная, воспитательная, интегративная, развивающая, контрольная, психологическая), форм (лекции, практические занятия, самостоятельная и индивидуальная работа, практика, студенческая научно-исследовательская работа), методов (ролевые игры, участие в общественных слушаниях, дискуссии в стили телевизионного ток-шоу, дебаты, тренинги, подготовка мультимедийных презентаций) и средств (печатная наглядность, тесты на бумажных и компьютерных носителях, электронные пособия, материалы мультимедийных презентаций). Результативный блок модели включает структурные компоненты готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины, критерии (мотивационный, когнитивный, операционно-деяльностный и личностный), показатели и уровни (низкий, средний и высокий) сформированности готовности. Результатом является сформированная готовность будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины. Уточнено содержание понятий «подготовка будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины» и «готовность будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины»; структуру готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины; критерии, показатели и уровни сформированности готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины. Усовершенствованы содержание, формы и методы подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в пенитенциарной системе Украины.
The preparation of the future lawyers for the professional activities in the penitentiary system of Ukraine was studied. In the dissertation, for the first time, the pedagogical conditions for the preparation of the future lawyers for the professional activities in the penitentiary system of Ukraine were identified, theoretically substantiated and experimentally tested. These included: the integration of educational disciplines in training of the future lawyers for the professional activities in the penitentiary system of Ukraine; The use of active teaching methods in the subjectsubjectinteraction of the teachers and the future lawyers; Ensuring that the future lawyers master the experience of the professional dignity during an internship at the law clinic. A model for training future lawyers for professional activities in the penitentiary system of Ukraine has been developed and scientifically justified. This model includes interrelated structural blocks (target, theoretical, methodological, substantive, procedural and effective). The content of the terms «training the future lawyers for professional activities in the penitentiary system of Ukraine» and «readiness of the future lawyers for professional activities in the penitentiary system of Ukraine» has been clarified. The content, forms and methods of training future lawyers for the professional activities in the penitentiary system of Ukraine are improved.