Дисертаційне дослідження присвячене виявленню індивідуальних особливостей проявів учбової активності у майбутніх психологів. В роботі представлено аналіз основних дослідницьких парадигм та психолого-педагогічних підходів до визначення сутності поняття «учбової активності». Здійснено теоретичний аналіз поглядів на проблему учбової активності як форми та способу розвитку майбутнього психолога. Виявлено особливості прояву та динаміку структурних компонентів (потенціал активності, регулятивний, динамічний, підсумковий); критерії та рівні учбової активності майбутніх психологів (високий, середній, низький); досліджено особливості взаємозв'язку учбової активності із різнорівневими властивостями (індивідними, індивідуально-психічними та соціально-психологічними) інтегральної індивідуальності майбутнього психолога; визначено індивідуально-типові (інтернально-ергічний. екстернально-результативний та екстернально-аергічний) варіанти прояву учбової активності. Розроблено та апробовано програму розвитку різнорівневих властивостей інтегральної індивідуальності майбутнього психолога як передумови актуалізації складових компонентів учбової активності.
В диссертационном исследовании предложено новое решение научной проблемы, состоящей в раскрытии индивидуальных особенностей проявления учебной активности у будущих психологов. В работе представлен анализ основных исследовательских парадигм и психолого-педагогических подходов к определению сущности понятия «учебной активности» и установлена мера се изученности. Выявлено, что ныне существуют разные подходы в понимании структурной организации учебной активности. В основу нашего исследования положено понимание активности как способа, формы и меры взаимодействия будущего психолога с образовательной средой, в ходе которого происходят их взаимное изменение и развитие. Впервые учебная активность будущих психологов рассматривается как многокомпонентное образование в системе интегральной индивидуальности, определены се смысловые, структурные и динамичные характеристики. В качестве основных компонентов структуры учебной активности рассмотрены потенциал активности (как внутренний источник самодвижения, существующее противоречие между мотивацией и способностями, определенное соотношение желаний и возможностей), регулятивный (противоречие эмоциональной, спонтанной, импульсивной саморегуляции и разнообразных аспектов волевого, рефлексивного, произвольного самоконтроля поведения), процессуальный (характеризует темп, интенсивность, вариативность, стремление к продолжению напряженной интеллектуальной деятельности и ее видоизменение) и результативный (состоит из двух элементов: объективного, отражающего конкретные результаты, четко зафиксированные извне и субъективного, который служит индикатором самооценки удовлетворенности или неудовлетворенности полученными результатами). Выявлены особенности проявления и динамика этих компонентов в процессе профессиональной подготовки психологов, критерии и уровни (высокий, средний, низкий) развития учебной активности студентов. Установлена взаимосвязь учебной активности будущих психологов с разноуровневыми индивидуальными свойствами (индивидными, индивидуальнопсихическими и социально-психологическими). Определены индивидуально типологические варианты проявления учебной активности: интернально-эргической, экстернально-результативной и экстерпалыю-аэргической. Апробирована авторская программа развития разноуровневых свойств интегральной индивидуальности личности будущих психологов как внутреннее условие актуализации их учебной активности. Основной формой реализации предложенной программы был избран тренинг, который обеспечивает интенсивный характер обучения. Программа тренинга предусматривала создание благоприятных условий для осознания и актуализации разноуровневых свойств у будущих психологов с низким уровнем развития активности, а также упражнения, направленные на развитие у них ответственности, уверенности, доверия к самому себе. Анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, позволяет утверждать, что разработанная программа тренинга способствует развитию индивидуальных свойств интегральной индивидуальности и компонентов учебной активности у будущих психологов с низким уровнем развития активности.
Dissertation research is sanctified to the exposure of individual features of displays of educational activity for future psychologists. The analysis of basic research paradigms and psycho-pedagogical going is in-process presented near determination of essence of concept "educational activity". The theoretical analysis of looks is carried out to the problem of educational activity as a form and method of development of future psychologist. The features of display and dynamics of structural components(potential of activity, regulative, dynamic, result) are educed: criteria and levels of educational activity of future psychologists(high, middle, subzero); the features of intercommunication of educational activity are investigational with multilevel properties(indyvidnymy. individually-psychical and socialpsychological) of integral individuality of future psychologist; the individually-typical(inlernalnym-ergic, externality-effective and externality-aerhichnyy) variants of display of educational activity arc certain. The program of development of різнорівневих properties of integral individuality of future psychologist as pre-conditions of actualization of component components of educational activity is worked out and approved.