Дисертація присвячена питанню розвитку обдарованих дітей у неформальній освіті Чеської Республіки. Проаналізовано стан дослідження питання в теорії та практичній діяльності, розкрито організаційно-педагогічні умови розвитку обдарованих дітей у неформальній освіті Чеської Республіки з рекомендаціями для України. Визначено, що розвиток обдарованих дітей у неформальній освіті Чеської Республіки є процес становлення і зростання особистості, її здібностей, талантів у певній діяльності у вільний час без здобуття освітнього рівня, що здійснюється професійними педагогами. Встановлено, що до організаційно-педагогічних умов розвитку обдарованих дітей у неформальній освіті Чеської Республіки належать такі компоненти, як: нормативний, організаційний, педагогічний, кадровий та фінансовий. Розкрито особливості роботи з обдарованими дітьми у системі позашкільної освіти України, а також визначено перспективи використання досвіду Чеської Республіки для розвитку обдарованих дітей у позашкільній освіті України.
Исследование теории и практики развития одаренных детей в неформальном образовании показало, что проблема является весьма актуальной. Необходимость и своевременность ее разработки обусловлены коренными социальными, экономическими, политическими изменениями, которые произошли в Украине, интеграцией в европейское и мировое образовательное пространство. Важным является повышение роли внешкольного образования в Украине, а также использование зарубежного опыта, в частности неформального образования в развитии одаренных детей. Установлено, что в мировой образовательной практике понятие «неформальное образование», «внешкольное образование», «дополнительное образование» являются тождественными и используются как синонимы. В процессе исследования установлено, что неформальное образование -это образование, которое осуществляется в свободное время и охватывает обучение жизненным навыкам, навыкам трудовой деятельности и общей культуры, обеспечивает удовлетворение интересов личности. Особое место в содержании неформального образования занимает работа с одаренными детьми. Отмечено, что особенно актуален для Украины опыт Чешской Республики по развитию одаренных детей в неформальном образовании как европейского государства с общими историческими и культурными особенностями, близкой к украинской структурой образования. Обобщение различных теоретических подходов и практики неформального образования показали, что развитие одаренных детей в неформальном образовании Чешской Республики это осуществляемый профессиональными педагогами процесс становления и роста личности, ее способностей, талантов в определенной деятельности в свободное время без предоставления образовательного уровня. Определены организационно-педагогические условия развития одаренных детей в неформальном образовании Чешской Республики по основным компонентам. Установлено, что основными компонентами организационнопедагогических условий развития одаренных детей в неформальном образовании Чешской Республики являются: нормативный (наличие необходимой нормативной базы, являющейся основой обеспечения развития одаренных детей, неформального образования); организационный (создание, эффективное функционирование и развитие многоуровневой структуры и различных учреждений неформального образования и других социальных институций, в которых обеспечивается развитие одаренных детей); педагогический (совокупность целей, содержания, форм, методов и средств работы с одаренными детьми); кадровый (наличие необходимого количества подготовленных педагогических и других работников соответствующей квалификации); финансовый (наличие необходимых для деятельности средств и материально-технической базы). В исследовании раскрыты особенности работы с одаренными детьми в системе внешкольного образования Украины. Выяснено, что система внешкольного образования, которая функционирует в Украине, по своей сути близка к неформальному образованию Чешской Республики и других европейских государств, соответствует его основным критериям и большое внимание уделяет работе с одаренными детьми. Основным направлением внешкольного образования, отвечающим за развитие одаренных детей, является опытноэкспериментальное. Исследованием выявлено, что основой организационной структуры, которая занимается развитием одаренных детей является Национальный центр «Малая академия наук Украины» (МАН Украины). Установлено, что МАН Украины включает внешкольные учебные учреждения, кружки, группы и другие творческие объединения опытноэкспериментального направления внешкольного образования, которые обеспечивают выявление, поддержку и развитие одаренных детей и молодежи, стимулирование их творческого потенциала, развитие научной и опытноэкспериментальной деятельности. Установлено, что перспективными направлениями использования опыта Чешской Республики для развития одаренных детей в системе внешкольного образования Украины являются: создание надлежащей нормативно-правовой базы, регламентация этой сферы деятельности; совершенствование организационных условий для развития одаренных детей; расширение содержания, форм и методов работы с одаренными детьми; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников к работе с одаренными детьми; совершенствование финансового и материально-технического обеспечения внешкольного образования по развитию одаренных детей. Вместе с тем, данное исследование не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов развития одаренных детей в неформальном образовании. Дальнейшей теоретико-методической разработки требуют вопросы изучения зарубежного опыта других государств, проведения его сравнительного анализа с практикой в Украине, вопросы подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми и др.
The thesis is devoted to the question of gifted children in the non-formal education of the Czech Republic. The process of study of gifted children in non-formal education in theory and practice was analyzed. The organizational and pedagogical conditions of development gifted children in the non-formal education of the Czech Republic were looked and discussed). It has been determined that non-formal education of the Czech Republic -education aimed at obtaining of the knowledge, skills and abilities that can improve the social needs and employment, usually provided by professional teachers and it does not lead to a higher level of education. The main organizational and pedagogical conditions of development of gifted children in the non-formal education of the Czech Republic are following: normative, organizational, pedagogical, staff policy and financial. The features of gifted children development in the non-formal educational system of Ukraine are revealed as well as established perspectives of using the experience of the Czech Republic for the development of gifted children in the system of the non-formal education of Ukraine.