У дисертації здійснено розробку концептуальної моделі міжкультурної взаємодії, що активно розвивається в інформаційному суспільстві. На основі аналізу інформаціонально-комунікативного способу розвитку суспільства, виявлено його вплив на сучасну міжкультурну взаємодію. Досліджено специфіку сучасних комунікативних процесів, що виявляється у створенні межових ситуацій як на рівні соціуму, окремих культур, так і особистості, що зумовлює можливості синтезу й осмислення свідомості людини та самосвідомості культури як виходу за межі власного досвіду в міжкультурний простір, як акту трансгресії. Визначено концептуальні засади сучасної міжкультурної взаємодії, до яких віднесено принципи мультикультуралізму та трансверсальность Досліджено значущість феномена транскультурності як нового етапу розвитку культури. Проаналізовано людинотворчу спрямованість комунікативного потенціалу міжкультурної взаємодії, що виявляється у здатності знання, інформації, культури впливати на становлення особистості, вмінні досягати порозуміння шляхом осягнення значущості загальнолюдських цінностей і пріоритетів людського існування.
Актуальность темы обусловлена экзистенциальной ситуацией, в которой оказалось сегодня человечество. Коммуникативный потенциал межкультурного взаимодействия должен быть направлен на сохранение самого человечества как творца культурных ценностей. В диссертации представлена концептуальная модель межкультурного взаимодействия, активно развивающаяся в современном информационном обществе. На основании экспликации понятия информациональности М. Кастельсом и постмодернистскую концепцию номадической личности, показано, что именно в условиях сетевого общества возрастает роль коммуникации в становлении личности и коммуникативной природы знания, человек превращается в кочевника, обреченного путешествовать-познавать новые невиданные социокультурные пространства. Анализ информационно-коммуникативного способа развития общества, влияющего на современное межкультурное взаимодействие, показывает, что благодаря становлению единого коммуникативного пространства сетевого общества как открытого, нелинейного, ацентричного по своей природе, обогащается и ускоряется обмен культурными ценностями, усиливаются культурные связи, доступность к достижениям культуры и информации становится все более реальной. Исследовано специфику современных коммуникативных процессов, проявляющаяся в возникновении граничных ситуаций как на уровне социума, отдельных культур, так и личности, и определяющая возможности синтеза и осмысления сознания человека и самосознания культуры как выхода за пределы собственного опыта в межкультурное пространство, как акта трансгрессии. Принципы мультикультурализма и трансверсальности определены как концептуальные основы межкультурного взаимодействия. Исследовано значение феномена транскультурности как основного этапа развития культуры и выяснено, что она: возникает непосредственно в формах самой культуры, в области взаимодействия одной культуры с другой, то есть, на границе, где происходит встреча двух и более культур; проявляется в формировании общего культурного пространства, в котором одновременно каждая личность сохраняет свою самость и принадлежность к другим культурам. Проанализированы творческие устремления человека развивать коммуникативный потенциал межкультурного взаимодействия, проявляющегося в способности знания, информации, культуры влиять на становление личности, умения достигать взаимопонимания путём постижения значимости общечеловеческих ценностей и приоритетов человеческого существования. В диссертационном исследовании дальнейшее развитие получили следующие положения: понимание коммуникативной природы человеческого бытия, являющаяся обязательным элементом для существования человека в современном информациональном пространстве описанное в современной философии термином интерсубъективности; осмысление роли ценностных ориентаций представителей других культур и других эпох, в которых система ценностей не только определяет несовпадения между культурами но и выступает основой для диалога; представление о возможности межкультурного диалога в современном коммуникативном пространстве, направленного на развития межкультурных и обеспечивающий сохранения собственного кода, «ядра» каждой культуры-участницы, толерантное отношения к чужим ценностям, позициям, открытость участниц диалога. Стремительное развитие современного сетевого пространства создаёт необходимость экспликации трансверсального мышления, которое помогает современному человеку не только создавать новую картину мира, но и выработать новый способ восприятия реальности, выражающийся в умении отыскать, увидеть то общее, что может объединять кардинально различные культурные миры. В диссертации данная методологическая позиция позволяет исследовать межкультурную коммуникацию как процесс взаимодействия множества различных и равноценных культур, отношения между которыми определяются ситуацией. Основными тенденциями развертывания межкультурного взаимодействия являются: восприятие сближению разных культур в культурно-плюральном обществе, взаимное усвоение элементов культуры, взаимный культурный обмен и обогащение культур. Диссертационное исследование углубляет понимание становления и сущности информационального общества и позволяет определить позитивные и негативные результаты межкультурного взаимодействия в сетевом пространстве. Предложенная социокультурная концепция межкультурного диалога может быть использована для понимания и решения актуальных проблем в украинском обществе, для решения конфликтных ситуаций. Основные теоретические выводы могут быть использованы для подготовки нормативных курсов и спецкурсов, при написании учебных программ по таким предметам, как культурология, философия, социальная философия, философия образования, философская антропология и др.
The conceptual model of intercultural interaction in an information society is presented in the given thesis. The author analyzes the informational and communicative mode of societal development and shows its influence on the intercultural interaction. She underlines that the specificity of contemporary communication processes manifests in the creation of boundary situations at the level of society , some cultures and individuals. The understanding of human consciousness and culture’s self consciousness as out beyond their own experience in intercultural space, as an act of transgression is possible in such situation. The principles of multicultururalism and transversality are determined as the basic ones. The phenomenon of transculturality as a new stage of culture’s development is examined. The human and creative orientation of intercultural interaction’s communication potential is analyzed. It is in the ability of knowledge, information and culture to influence on the formation of personality, ability to achieve understanding through comprehension of human values and priorities of human existence.