Роботу присвячено теоретико-експериментальному дослідженню проблеми застосування прийомів евристичної діяльності у фортепіанному навчанні майбутніх учителів музики. Уточнено поняття «евристична діяльність», «прийоми евристичної діяльності», «готовність до застосування прийомів евристичної діяльності», розроблено критерії й показники цієї готовності. Створено та перевірено методику поетапного застосування прийомів евристичної діяльності у фортепіанному навчанні майбутніх учителів музики. Доведено, що ефективність застосування прийомів евристичної діяльності у класі фортепіано залежить від забезпечення педагогічних умов навчання, таких як : сенсова орієнтація майбутніх учителів музики у навчанні за евристичним типом; формування постійної установки студентів на творчість; спонукання до рефлексивного осмислення результатів евристичної діяльності; поелементне введення евристичних дій у практику фортепіанної підготовки студентів; забезпечення психологічного комфорту студентів у процесі евристичної діяльності; впровадження методів педагогічної акцентуації; довільного переформулювання художньої проблеми; індуктивного опрацювання музичного матеріалу; реверсного наведення на евристичний пошук; індивідуальної адаптації евристичних прийомів, а також нових форм організації навчання — уроку евристичного діалогу, арт-конференції, евристичного індивідуального тренінгу, евристичного конкурсу, евристичного хеппенінгу.
Диссертация посвящена проблеме обучения будущих учителей музыки приемам эвристической деятельности в классе фортепиано. Теоретическое осмысление проблемы позволило конкретизировать понятия «эвристическая деятельность», «прием эвристической деятельности», «готовность к применению приемов эвристической деятельности». Критериями готовности будущих учителей К применению в фортепианном обучении приемов эвристической деятельности являются мотивационный, познавательный, деятельностный и оценивающий, а показателями соответственно выявление стабильного интереса к овладению приемами евристической деятельности, к решению эвристико-творческих задач в разных видах фортепианной подготовки; наличие сведений об эвристике;, ее основных понятиях, умение назвать и раскрыть сущность приемов эвристической деятельности, разрешить творческую проблему с помощью сознательного применения эвристического приема, выявить просчеты и недостатки в применении эвристического приема при выполнении учебного задания. Смоделированы уровни готовности будущих учителей музыки к эвристической деятельности, включающие: нулевой, низкий, средний: и высокий, которые отличаются сформированностъю стабильного интереса к эвристической деятельности, знанием ее приемов, способностью студентов к сознательному и результативному их применению в фортепианном обучении. В диссертации предложено новую методику, в состав которой входят педагогические условия, методы и формы применения эвристических примов в фортепианном обучении будущих учителей музики. К педагогическим условиям относятся: смысловая ориентация студентов в фортепианном обучении эвристического типа, формирование стабильной установки студентов на творчество, вовлечение будущих учителей музики в рефлексивное осмысление результатов эвристической деятельности, поэлементное введение евристических действий в практику фортепианной подготовки, обеспечение психологического комфорта студентов в процессе эвристической деятельности. Методами, которые эффективно способствуют усвоению студентами эвристических приемов деятельности, являются: метод педагогической акцентуации, который заключается в выделении из комплекса, совокупности объектов ключевого, самого существенного и значительного; метод произвольного переформулирования художественной проблемы, сущность котрого состоит в целенаправленном видоизменении словесного обозначения художественной проблемы; метод индуктивной проработки музыкального материала, предусматривающий рассмотрение отдельных случав решения проблемы, которое может «навести» на решение обобщенной художественной проблемы; метод реверсного наведения на эвристический поиск, сориентированный на поиск решения художественной проблемы в обратном направлении, от конечного результата к поиску средств, обеспечивающих его нахождение; метод индивидуальной адаптации эвристических приемов, целью которого является обеспечение творческого самоопределения студента соответственно его эвристическим возможностям. Предлагаются новые формы организации эвристической деятельности студентов: урок эвристического диалога, арт-конференция, эвристический индивидуальный треннинг, эвристический конкурс, эвристический хеппенинг. Установлена оптимальная последовательность применения приемов эвристической деятельности в фортепианном обучении будущих учителей музыки. Первый этап ознакомление с эвристической деятельностью, ее задачами и возможностями, усвоение эвристических действий сравнительного характера; второй этап усвоение эвристических действий вариативнотворческого характера; третий этап упражнение в применении эвристических приемов реконструктивного характера; четвертый этап — овладение эвристическими приемами оригинально-творческого характера.
The thesis is devoted to the training of future music teachers heuristic methods in a class of piano. Theoretical understanding of the problem allowed the precise notion of "heuristic activities", 'Reception of the heuristic," "Ready to use heuristic methods work." The criteria for readiness of future teachers to use in piano teaching methods of heuristic activity are motivational, cognitive, activity and evaluated. The thes is proposed a new technique, which consists of pedagogical conditions, methods and forms of heuristic tonic in piano teaching future teachers muzyky. The optimal sequence of application Primov heuristic activities in the piano teaching future teachers muzyky. The first step is to introduce a heuristic activity, its challenges and opportunities, the acquisition of heuristic action of the comparative nature, the second phase the assimilation of heuristic action variably-creative nature, the third stage-the application of heuristic Primov reconstructive nature, the fourth stage the mastery of heuristic methods original and creative.