Дисертацію присвячено теоретичному аналізу політологічних аспектів суперечливих впливів інформаційної політики на особистість; визначенню переваг, ризиків та прихованих загроз, що криються в повсякчасному перебуванні людини в умовах постійного інформаційного навантаження; розкриттю значення освіти та національних цінностей для збереження національної ідентичності в умовах глобалізації. Запропоновано наукове осмислення взаємозв’язків розвитку інформаційних технологій з інтелектуальною діяльністю людини, з’ясовано фактичні та спрогнозовано вірогідні наслідки проникнення інформаційних технологій у сфери соціального буття. Аргументовано тезу про те, що інформаційне середовище є одночасно і перетворювачем, і поширювачем інформації, а також продуктом діяльності людини. Встановлено, що об’єкт-суб’єктні та суб’єкт-суб’єктні стосунки між людиною та інформацією в широкому її розумінні є взаємно детермінованими. Проаналізовано та обґрунтовано класифікацію суб’єктів та об’єктів інформаційної політики. Запропоновано погляд на інформаційне суспільство як на ідеалістичну модель суспільного устрою, що кидає людині серйозні виклики в царині збереження її духовних та загальнокультурних пріоритетів. Встановлено, що глобалізація й інформаційна політика суттєво впливають на визначальні ознаки ідентичності особистості, створюючи передумови для її гомогенізації, а також на політичні системи правління, систему державного управління, культуру.
Диссертация посвящена теоретическому исследованию политологических аспектов противоречивого влияния информационной политики на личность, определению преимуществ, рисков и скрытых угроз, кроющихся в постоянном пребывании человека в условиях информационной нагрузки; раскрывается роль образования и национальных ценностей в сохранении национальной идентичности в условиях глобализации. Предложено научное осмысление взаимосвязей развития информационных технологий с интеллектуальной деятельностью человека, выяснены фактические и спрогнозированы вероятные последствия проникновения информационных технологий в сферы социального бытия. Аргументирован тезис, что информационная среда является одновременно и преобразователем и распространителем информации, а также продуктом деятельности человека. Определено, что объект-субъектные, субъект-субъектные отношения между человеком и информацией в широком ее понимании являются взаимно детерминированными. Предложен взгляд на информационное общество как на идеалистическую модель общественного устройства, которая бросает человеку серьезные вызовы в сфере сохранении его духовных и общекультурных приоритетов. Определено, что глобализация и информационная политика существенно влияют на определяющие признаки идентичности личности, создавая предпосылки для ее гомогенизации, а также на политические системы правления, систему управления, культуру. Выявлено, что вследствие глобальной информационной политики унифицируется культура поведения целых народов и континентов, стираются уязвимые границы оригинальных черт той или иной нации, возникает новое качество социальной, культурной и политической жизни. Эти трансформации, в свою очередь, усиливают необходимость сохранения и воспроизводства национальной идентичности через защиту языковых, культурных и национальных ценностей. Важную роль в формировании и сохранении идентичности в условиях глобализации информационного пространства играет образование, для которого краеугольным является принцип гуманизма. Проблема сохранения идентичности отчетливо проявляется в самоустранении индивида от реального бытия и погружения в виртуальный, иллюзорный мир информации и коммуникаций. Попытки преодоления личностного отчуждения и поиск форм самореализации также характеризуются возникновением различных субкультурных групп. Таким образом, информационная политика и манипулятивные технологии существенно влияют на создание новых форм общественного развития, которые включают в себя экономические, социальные, политические, экологические и культурные факторы.
The dissertation deals with the political aspects of conflicting influences of the information policy on the personality, the definition of benefits, risks and hidden dangers that lurk in the human being always in a constant load of information, to reveal the significance of education and national values for the preservation of national identity in the context of globalization. A scientific understanding of the relationships of information technology with intellectual activity of man, found the actual and predicted the likely consequences of penetration of IT in social life. Argued the thesis that the information environment is both converter and distributor of information and product of human activity. Established that the object-subject-entity entity relationship between man and information in its broadest sense are mutually determined. A view of the information society as the idealistic model of society, a man should overcome serious challenges in the maintenance of its religious and general cultural priorities. Found that globalization and information policy significantly affect the defining features of individual identity, creating the preconditions for its homogenization, as well as the political system of governance, management system and culture.